Капитолий в осаде

Трамписты учинили мятеж в Вашингтоне

Рутинная процедура, которой новостные агентства обычно уделяли всего несколько строк, в этом избирательном цикле вдруг превратилась в камень преткновения. Простая формальность: президент Сената, он же вице-президент США, вскрывает на совместном заседании обеих палат Конгресса протоколы голосования выборщиков в каждом штате, голоса суммируются и объявляется результат.

Трамписты учинили мятеж в Вашингтоне
Фото: кадр из видео.

Результат известен: 306 голосов - за Джо Байдена, 232 - за Дональда Трампа. Результат Байдена превышает нижнюю планку, необходимую для избрания: 50 процентов плюс один голос. Но президент Трамп с этим результатом не согласен. Поэтому вместо рутины его сторонники в Конгрессе запланировали мощный демарш.

Сенатор Тед Круз, республиканец от Техаса, возглавил группу своих однопартийцев в верхней палате, требующую создать комиссию по рассмотрению претензий президента Трампа по примеру той, какая была создана в 1877 году.

«Мы должны последовать этому прецеденту, - говорится в их заявлении. - Конгрессу следует безотлагательно назначить избирательную комиссию со всеми полномочиями по расследованию и установлению фактов, провести чрезвычайное 10-дневное расследование о результатах выборов в спорных штатах. После этого отдельные штаты должны рассмотреть выводы комиссии и созвать специальные сессии законодателей для внесения изменений в результаты при необходимости».

О каком прецеденте идет речь?

Это был самый сложный в истории США избирательный спор. Президентская кампания 1876 года проходила в тяжелой послевоенной атмосфере. Демократы, а в то время большинство демократов было южанами, жаждали вернуться в федеральную политику. Штаты, потерпевшие поражение в Гражданской войне, жили в режиме так называемой Реконструкции. Для некоторых их них это означало фактическую оккупацию войсками северян. Выборы на Юге проходили с вопиющими и массовыми нарушениями избирательных прав бывших рабов: их запугивали, не пускали на участки, обманывали, пользуясь их неграмотностью, а кого-то и подкупали по дешевке.

Республиканцы не могли безучастно наблюдать за этим. В Луизиане и Южной Каролине они контролировали избирательные комиссии и отказались сертифицировать голосование выборщиков. Во Флориде победителем сначала объявили республиканца Резерфорда Хейса, потом демократа Сэмюэла Тилдена. А затем Верховный суд штата отобрал победу на губернаторских выборах у республиканца и отдал ее демократу, а тот провозгласил победителем президентских выборов Тилдена. В Орегоне выборы выиграл Хейс, однако сторонники Тилдена оспорили легитимность одного выборщика: в Конституции сказано, что выборщиком не может быть госслужащий, а он был почтмейстером США, хотя и ушел в отставку за неделю до голосования.

В результате Конгресс получил от четырех штатов по два протокола голосования выборщиков. По итогам голосования в других штатах Тилдер набрал 184 голоса выборщиков - для победы ему не хватало одного голоса. Хейс получил 165 голосов. 20 выборщиков принадлежали четырем спорным штатам.

Конституция не дает ответа, как следует поступать в таком случае. Для решения проблемы было решено создать специальную комиссию в составе пяти сенаторов, пяти конгрессменов и пяти членов Верховного суда США. Поскольку Сенат контролировали республиканцы, а Палату представителей демократы, в комиссии оказалось пять законодателей-республиканцев и пять демократов. Из пяти судей двое были республиканцами, двое - демократами, а пятый - независимым. Легислатура Иллинойса немедленно избрала его сенатором, рассчитывая, что он проголосует за Тилдера, однако он взял самоотвод и его место занял судья-республиканец.

У демократов осталось последнее средство: они угрожали заблокировать работу Конгресса. И республиканцы пошли на компромисс. 20 спорных голосов были отданы Резерфорду Хейсу, и он стал президентом при условии, что не будет избираться на второй срок. Свое обещание он выполнил. Но самое важное - он обязался свернуть Реконструкцию и вывести войска с Юга. Это было главное, ради чего демократы боролись за президентский пост.

Нет, комиссия 1877 года - не прецедент для 2021-го. Она не проводила никакой аудит голосования в спорных штатах. Это была согласительная комиссия, в которой стороны договаривались друг с другом. Сейчас договариваться не о чем. Никакой программы, исполнения которой могла бы потребовать проигравшая партия в обмен на президентский пост, у республиканцев нет. Да и не партия в данном случае требует создания комиссии, а всего 11 ее членов - меньше четверти численности фракции в Сенате. Да и совершенно непонятно, какой такой аудит комиссия способна провести за 10 дней.

Но главное даже не в этом, а в том, что во избежание повторения подобных ситуаций Конгресс в 1887 году принял закон, предписывающий, как следует действовать в таких случаях. Если во время оглашения результатов голосования в каком-либо штате по меньшей мере один конгрессмен и один сенатор заявят, что они возражают против сертификации этих результатов, члены Конгресса должны прервать процедуру, разойтись по своим палатам, обсудить создавшееся положение и принять решение. Один сенатор, республиканец Джош Хаули от Миссури, уже за неделю сказал, что сделает это. Есть и другие, в том числе Тед Круз. По подсчетам издания Politico, заявить возражение собирались 13 членов Сената. 24 сенатора-республиканца признали поражение Трампа. Еще 14 никак не выразили свое отношение накануне процедуры объявления победителя президентской гонки 6 января.

В нижней палате возражающих избыток.

Но все дело в том, что возражение принимается лишь в том случае, если его поддержат обе палаты. Ясно было сразу, что нижняя палата, находящаяся под контролем демократов, проголосует против. Значит, возражение останется риторикой.

Зачем же республиканцы затевали все это? Дело не в Трампе. Дело в том, что Тед Круз намерен избираться в президенты через четыре года. Для него это пиар, так же, как и для другого республиканца, Тома Коттона от Арканзаса, у которого такие же виды на 2024 год и который заявил, что не поддерживает инициативу Круза. Что касается Джоша Хаули, то он избран в Сенат всего два года назад и ему просто хочется отличиться и попасть в топ новостей.

События 6 января пошли по непредвиденному сценарию. В первой половине дня президент Трамп выступил перед собравшимися на Эллипсе своими сторонниками - участниками «Марша за спасение Америки». «Мы никогда не сдадимся, - сказал он, - никогда не признаем поражения. Этого не произойдет. Нельзя признавать поражение, когда речь идет о краже. Наша страна пережила достаточно. Мы больше не будем это терпеть».

Он дал понять вице-президенту, что рассчитывает на него: «Я надеюсь, что Майкл Пенс сделает правильные вещи. Надеюсь на это. Потому что если Майкл Пенс сделает правильные вещи, мы выиграем выборы. Все, что нужно сделать Майклу Пенсу, это вернуть голоса штатам для пересмотра. Мы выиграем, и вы будете самыми счастливыми людьми».

Однако вице-президент ответил заявлением о том, что он не верит в то, что Конституция дает ему право единолично пересматривать итоги выборов.

Совместное заседание палат Конгресса открылось в раскаленной атмосфере. Результаты голосования выборщиков в каждом штате оглашались в алфавитном порядке. Когда пришел черед Аризоны, слово взяли конгрессмен от этого штата Пол Госар и сенатор от Техаса Тед Круз, оба республиканцы. Они заявили, что возражают против утверждения результатов голосования в Аризоне в связи с данными о массовых фальсификациях, и передали председательствующему Майку Пенсу свое возражение в письменном виде. В соответствии с процедурой заседание было прервано, и члены Конгресса разошлись по своим палатам. В каждой из них началось обсуждение возражения Госара – Круза.

Тем временем трамписты направились к Капитолию, смели ограждение и взяли здание в осаду. Они били стекла. Полиция была вынуждена применить силу и слезоточивый газ. Одна протестующая получила огнестрельное ранение и позже скончалась в госпитале. Довольно большому числу манифестантов удалось прорваться внутрь здания. Вице-президент покинул Капитолий сразу после того, как стало известно о прорыве. В третьем часу дня служба безопасности Конгресса приняла решение эвакуировать законодателей. Оба заседания были прекращены. В дальнейшем они выходили в эфир по телефону. Практически все они говорили, что не узнают Америку, и многие - о личной ответственности Дональда Трампа за происходящее. Никто из членов Конгресса, насколько известно, не пострадал.

Судя по телевизионной картинке, прорвавшиеся в здание вели себя достаточно спокойно. Они не знали, что делать дальше, и просто бесцельно бродили по коридорам, залам заседаний и другим помещениям и фотографировались в кабинетах сенаторов, положив ноги на стол. Но в их поведении явно ощущалось напряженное ожидание.

В самый напряженный момент с заявлением выступил избранный президент Джо Байден. «Это не протест, а мятеж», - сказал он и призвал президента Трампа немедленно обратиться к своим сторонникам и снять напряжение.

Примерно в половине пятого дня Дональд Трамп действительно появился на телеэкране. Стоя на лужайке Белого дома, он призвал манифестантов «идти домой».

Между тем в здание Капитолия вошла Национальная гвардия и начала зачистку. Мэр федерального округа Колумбия Мюриэл Боузер предупредила трампистов об ответственности за их действия, не имеющие ничего общего с мирным протестом, объявила о введении в Вашингтоне комендантского часа и попросила жителей города не покидать свои дома.

События в Вашингтоне разворачивались на фоне подсчета голосов сразу на двух сенатских выборах в Джорджии. От результата этих выборов зависело, какая партия будет контролировать верхнюю палату Конгресса. Чтобы отобрать у республиканцев большинство в Сенате, кандидатам демократов нужно было выиграть обе гонки, и они с этой труднейшей задачей справились. Как отмечают историки, Дональд Трамп повторил «достижение» Герберта Гувера в 1932 году: он проиграл переизбрание на второй срок, а его партия потеряла обе палаты.

Что касается событий в Вашингтоне, то нечто подобное происходило 52 года назад, в августе 1968 года, когда антивоенные протесты во время Национального съезда демократов в Чикаго переросли в массовые беспорядки и столкновения с Национальной гвардией и полицией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 8 января 2021

Заголовок в газете: Капитолий в осаде

Новости региона

Все новости