Феномен Трампа – яркая страница Американской истории

Его выбрало время

"Есть время для всего, говорил царь Соломон, время разрушать и время строить". Чтобы осмыслить нынешние отношения общества и власти, достаточно напомнить библейскую мудрость.

Его выбрало время
Фото: Pixabay.

Миссия выполнена

В стране с демократическими институтами, партийными традициями и свободной прессой не предполагалось избрание бесцеремонного самозванца, не признающего правил игры, не уважающего истеблишмент и доноров, который говорит и делает как душе угодно. Трамп не приспосабливался, не пытался понравиться, не брал черных детей на руки. Он довел противников до психического расстройства, когда движущей силой мышления и поведения стала идея фикс: любой ценой покончить с Трампом.

Его личные качества во многом уникальны. Спит по четыре часа, тестостерон как у 30-летнего, работает под диким стрессом, риск - дело привычное. Подхватил вирус, справился за два дня. Не пьет, не курит, прожил без наркотиков, не в пример многогрешному Клинтону и безгрешному Обаме. К тому же всю жизнь богат и знаменит, окружен красавицами.

У Трампа нет кристально чистой бизнес-биографии, опыта в политике, светских манер и красноречия. Так что же вы, умники, носители прогресса и гуманизма, его не обошли изначально? И победили, развернув невиданную травлю и саботаж каждого решения и действия, расколов страну, поставив под сомнение демократию?!

Дело не в личных качествах. Трампа выбрало время, как и любого другого лидера, приметного в истории. Всегда и везде есть люди с амбициями, талантами и способностями, готовые к геройству и добрым делам, и есть готовые к подлости и злодейству. Есть эпохи откровений и прогресса, когда открываются таланты и гении. И время варварства, деспотии и мракобесия, когда яркая, гуманистическая личность не могла бы себя проявить.

Время призвало и открыло дорогу для Перикла, Цезарей, Александра Великого, Петра Первого, Наполеона, Линкольна, Черчилля... Но и царя Ирода, Чингисхана, Гитлера, Сталина породили исторические условия.

Помню, в беседе с Киссинджером лет двадцать назад посол Западной Германии в США сравнил свою страну с домашним котенком; с нацизмом, казалось, навсегда покончено. Но если в стране окажется еще несколько миллионов иммигрантов, новых фюреров ждать не придется. В Западной Европе, до недавнего бастионе добрососедства и сотрудничества, все более укрепляют позиции националистические движения и лидеры, еще более это проявляется в странах бывшего соцлагеря, где слушать больше не хотят об интернационализме.

Для революции нужны были Ленин и Троцкий, для Гулага - Сталин и Берия. Горбачёв, Ельцин пришли, когда рушился социализм, и если бы система себя не исчерпала, они бы ей исправно служили. Советские диссиденты в нынешней России не нашли бы места. Время подошло - номенклатура и силовые органы, пресса, культурная элита - вчерашние строители коммунизма стали проводниками нового смелого мира.

Яркие фигуры появляются во время назревших перемен. Для серости и убогости тоже есть свое время. Вчерашние герои идут на свалку, разрушение монументов в постсоветских странах, в Америке сопровождается возведением новых, подходящих требованиям момента. Недавно снесли грандиозный памятник Теодору Рузвельту у Музея естествознания в Нью-Йорке. Президент на коне, олицетворение силы и воли, револьверы на поясе, взгляд в будущее. Нетрудно представить, кого поставят на место титана, когда национальными иконами становятся карьерные арестанты.

Развитая демократия опирается не на личности, а на политические институты, финансовую мощь и либеральную идеологию. Избирателю нужно льстить, обещать, говорить правильные вещи. Но когда проблемы обостряются до кризиса, риторикой и улыбкой их не прикрыть, и у правящей элиты почва уходит из-под ног.

Так пришел Трамп. У него была историческая задача - показать реальное состояние и настроения в стране, отбросить либеральное пустословие. Он выполнил свою миссию сполна, показав, кто есть кто и какое время на дворе. Не нужно гадать, что было бы, если бы не вирус, если бы вакцина была до выборов. Задача выполнена. Он уходит с рекордными индексами биржи, с вакциной, готовой к массовому применению. Замолчит трамповский «Твиттер», но с настроениями и интересами миллионов сограждан, которых не замечали, придется считаться любой власти.

О Трампе напишут монографии и романы, будут фильмы, телесериалы. А кто вспомнит его оппонентов? Разве как мелких персонажей в театре Трампа; на сцене малые и неприметные делают героя гигантом.

Школа ненависти

После президентских выборов в медиа замелькало французское выражение coup d'etat - заговор по захвату власти. "Попытки Трампа перевернуть выборы беспрецедентны в истории США", - пишет New York Times. В стране, где на руках больше оружия, чем у армии и полиции, и где надеть маску, не собираться в толпу нельзя заставить, госпереворот - абсурд. Хоть президент главнокомандующий, но его министры и генералы не каждому приказу следуют даже не в столь критической ситуации. И утечки, свистуны, хаккеры... Филип Рот придумал более убедительный сценарий в антиутопии "Заговор против Америки", чем медийные и университетские аналитики.

Противники Трампа в полной мере использовали для борьбы с ним юридические возможности, добившись импичмента, множества расследований и судов, и во многом парализовали деятельность исполнительной власти. В авангарде антитрамповских протестов - потеснившие старую гвардию прогрессисты и организованные ими экстремистские движения.

Окасио-Кортес предрекала, что Трамп построит концлагеря, президента обвиняли в расизме, симпатиях к нацистам, подавлении гражданских прав и свободы прессы, в налоговых преступлениях, подчиненности иностранному влиянию и психических аномалиях. История Конгресса времен Трампа - это история войны с президентом. Что еще поставят себе в заслугу законодатели?!

Для многих политиков борьба с Трампом стала оправданием их бездеятельности и провалов. Мэр Де Блазио, опозорившись претензиями на Белый дом, массовой бездомностью и преступностью в городе, погромами и грабежами, рекордными жертвами эпидемии, нашел призвание в разжигании расового конфликта и ненависти к полиции. Тем же путем шли многие его однопартийцы.

Посеявший ветер пожнет бурю, плоды ненависти сохранятся надолго.

Пропагандисты и агитаторы

Подсчитано, что только 5% новостной информации о Трампе были позитивны. O Клинтоне - 24%, Буше-младшем – 22%, Обаме - 42%. (Pew). Голос сторонников Трампа – полстраны - не был слышен. Медиа формировали представление, что вся страна против президента, только расисты и реднеки его поддерживают. Такая «объективность» получила оценку: 60% не доверяют медиа, а среди республиканцев - 72%. Журналисты и редакторы стали рупорами партидеологии и групп по интересам, и стыда от того не испытывают.

Пожалуй, в мейнстриме только Bloomberg оставался информационным органом без страстей и истерик. Скажу здесь и о том, что "ВНС" публикует в каждом номере и Козловского, и Абаринова, и мне, беспартийному, давала слово.

Трамп с медиа не церемонился: "Фейк ньюс", "Медиа не мои враги, это враги американского народа". Конфликт не новость. Историк Гарольд Холзер в монографии "Президенты и пресса" рассказал о нескончаемой битве между Белым домом и Четвертой властью. Адамс ограничил свободу слова и издательской деятельности, Линкольн посадил многих редакторов и журналистов в тюрьму, Теодор Рузвельт и Вильсон судились с издателями, Никсон говорил: "Пресса - это враг".

Трампа обвиняют в попытках ограничить свободу прессы, но не найти ни одного издания или ТВ-канала, которые от него пострадали, и либеральные медиа, потерявшие границы здравого смысла и ответственности, тому свидетельство.

В годовщину "Хрустальной ночи" - массовых убийств, арестов и ссылок евреев в концлагеря звезда CNN Кристиан Аманпур сравнила эти события с правлением Трампа. Еще недавно за такое издевательское сравнение она была бы изгнана из мейнстрима, сегодня обошлось без последствий.

"Нью-Йорк таймс" дала слово каждому из 15 своих колумнистов, золотых перьев страны. Николас Кристов: "Он оставил Америку расколотой страной, близкой к войне с самой собой"; Франк Бруни: "Он играл в русскую рулетку с Америкой"; Дэвид Брукс: "Он снес порог достоинства"; Томас Фридман: "Весь мир стал мрачнее"; Роджер Кохен: "Он отрезал Америку от американской идеи"; Мишель Голдберг: "Четыре года культурного обнищания"; Пол Кругман: "Пройдут десятилетия, если не поколения, пока Америка вернет доверие"; Чарльз Блоу: "Вся его жизнь была в зеркалах, лицемерии и махинациях". И все другие в этом же духе, дорога к Пулитцеровской премии.

Отношение к Трампу не всегда иррационально. Хотя он не покушался на основы, но элита, чувствовавшая себя властителем дум и создателем королей вселенной, оказалась незначимой, потерявшей доверие и влияние. Это не только вопрос самооценки, это огромные деньги. Есть от чего бояться и ненавидеть.

Даже покинув Белый дом, Трамп остается опасным. Он не уйдет играть в гольф, не замолчит по доброй воле. Его нужно остановить. "Ньюйоркер" опубликовал зловещую статью-предупреждение "Игра в конце игры": "Трампу предстоят огромные долги и, возможно, тюрьма". Статью иллюстрирует портрет президента в тюремной робе. Автор пишет, что хотя Трамп пережил 6 банкротств, 4000 судов, импичмент, везение закончится, когда придет Байден. Уже сейчас в него вцепились прокуроры и налоговые службы, банки и кредиторы.

Эксперты пророчат: Трамп не отступит, развернет борьбу. Весьма вероятно, откроет свою телестанцию, противникам мало не покажется. Новое дело будет привлекательней, чем строительный бизнес, и даже прибыльней.

Что же касается новых расследований и судов, парадоксально, но помощь может прийти от Байдена. Президент, у которого десятки миллионов сторонников, в тюрьме - это угроза социального взрыва. Байден не пойдет на риск, тем более что у самого полно скелетов в шкафу. С его претензиями на роль миротворца выгодней не разжигать страсти, помиловать. Драма не окончена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 18 декабря 2020

Заголовок в газете: Его выбрало время

Новости региона

Все новости