Извинись, Эндрю!

В гробу они видели губернатора

Ньюйоркцы, у которых родные умерли в домах престарелых на пике эпидемии COVID-19, потребовали от губернатора Куомо принести извинения. В минувшее воскресенье у оздоровительного центра в Бруклине, в районе Коббл-Хилл, собралась толпа протестующих. На тротуаре установили серебристый гроб, облепленный обложками новой книги Куомо: «Американский кризис: Уроки лидерства, которые преподала пандемия COVID-19».

В гробу они видели губернатора
Flickr

6500 обложек – по числу погибших. Правда, организаторы считают, что реальная цифра выше. По последним данным департамента здравоохранения, умерло 6600 обитателей домов престарелых. Может быть, еще больше? Некоторые говорят: 10 тысяч. Не исключено.  

Один из участников демонстрации, Питер Арбини, пообещал во всеуслышание: «Мы простим! Но требуем извинения, искреннего извинения». Питер потерял пятерых членов семьи, находившихся в трех разных домах престарелых.

Гроб – это, конечно, экстравагантная выходка, которая вполне вписывается в хэллоуиновскую атмосферу. Но вполне понятно, что на эту публичную акцию людей собрало неподдельное горе и гнев, для которого есть все основания.

Дженис Дин, которая работает в метеорологической службе телеканала Fox News, призвала провести расследование действий Куомо, предпринятых весной в ответ на критическую ситуацию в домах для пожилых во время вспышки коронавируса. Беда не обошла и ее семью: у мужа умерли родители, пациенты двух разных nursing homes.

«Они были зарегистрированными демократами, – сказала Дин. – А ведь губернатор любит говорить, что это все политика. Нет, не политика. Речь идет об ответственности и судьбах семей».  

Джейн Дин задела болезненную проблему: к сожалению, чуть ли не все, что имеет отношение к пандемии, политизируется. Правда, то, что ее умершие родственники были однопартийцами Куомо, демократами, к делу отношения не имеет: смерть аполитична, в партбилеты не заглядывает. Губернатор говорит, что все это политика? Да, но вряд ли с восторгом. Он лишь вынужден констатировать существующее положение вещей. Увы, партийным интересам по-прежнему отдается предпочтение перед авторитетными мнениями представителей медицинской науки и менеджмента здравоохранения.

Что же все-таки ставится в вину Куомо? Восстановим события хронологически. Еще 2 марта, когда были обнаружены считанные случаи COVID-19, губернатор заявил о том, что должны быть сделаны «специальные усилия» по обеспечению безопасности домов престарелых. В учреждениях штатного подчинения были сокращены часы посещения и визитеров подвергали проверке. 12 марта посещения были отменены вообще. Но 23 марта Куомо подписал указ и департамент здравоохранения штата издал постановление, которое с тех пор многими рассматривается как ошибочное. В директиве, в частности, сказано: «Никому не должно быть отказано в приеме или в возвращении в nursing home на том основании, что этот пациент инфицирован или подозревается в заражении коронавирусом». Этот указ также защищал работников домов престарелых от личной ответственности. Неделей позже от юридической ответственности также оградили владельцев nursing homes. В мае Куомо под напором критики пошел на попятный и пересмотрел свой указ, запретив принимать в дома престарелых пациентов без отрицательного теста на COVID. Сегодня мы знаем, что отрицательный тест на COVID не всегда подтверждает отсутствие инфекции и, наоборот, что положительный тест не всегда означает, что пациент все еще заразен.

Тогда «ВНС» по горячим следам опубликовала интервью с Аней, сотрудницей большого дома для престарелых в Лонг-Айленде (согласившись ответить на вопросы, она попросила не упоминать ее фамилию). Приведем фрагмент ее свидетельства:

– Распоряжение было: поскольку госпитали переполнены, то если у человека стабильное состояние, нет высокой температуры и его нельзя отправить домой, так как он должен пройти карантин, оставлять его в nursing home.  

И мы были обязаны брать их назад в дом для престарелых, при том что не было возможности разделить этажи, выделив какие-то специально для инфицированных. ... Сейчас все наоборот: nursing home не имеет права брать людей, у которых коронавирус. За это могут лишить лицензии. А госпиталь может выписать только тех, кто протестирован и результат оказался отрицательный.

По поводу роста смертности в их довольно благополучном доме престарелых Аня тогда сказала, что, к сожалению, если до эпидемии умирали три человека в неделю, во время вспышки стали умирать по три человека в день. То есть рост смертности 700%. Сейчас все вернулось на круги своя.

Куомо продолжает настаивать, что действовал правильно и что директива от 23 марта была вынужденной мерой. Он признался одному из репортеров: «По ночам я кладу голову на подушку со словами «Я спас жизни».

Однако участникам протеста в Бруклине не нравится, что губернатор спит спокойно и ему не являются призраки умерших стариков. Они потребовали от Куомо извинений. Некоторые пошли еще дальше и настаивают на расследовании. Кое-какие юридические шаги уже предприняты. Правда, акцент сделан не на предполагаемой виновности главы штата, а на том, что якобы департамент здравоохранения скрывает истинную цифру умерших от COVID-19. Базирующаяся в Олбани исследовательская организация The Empire Center for Public Policy подала иск в Верховный суд штата. Еще 3 августа Empire Center, ссылаясь на Закон о свободе информации, запросил от департамента полные данные о смертности от коронавируса. В том числе и в домах для престарелых. Ему ответили, что сведения могут быть получены не раньше 5 ноября. Истцы рассматривают в этой задержке попытку скрыть реальную статистику. В Empire Center считают, что в последние данные от департамента здравоохранения– 6600 смертей в nursing homes – не включены те, кто умер в госпиталях после перевода из этих домов с диагнозом COVID. А это якобы дополнительные тысячи. Для чего же все эти махинации? Чтобы создать благополучную картину борьбы с эпидемией в штате Нью-Йорк. Истцы хотят от суда постановления, обязывающего власти предоставить требуемые цифры в течение пяти дней. Пресс-секретарь Куомо Рич Аззопарди прокомментировал все это как очередные происки правых сил (опять политика!).           

Какова же реакция губернатора на серебристый гроб с обложками его книги? Когда журналисты спросили его об этом на пресс-конференции в Манхэттене, Куомо дал понять, что каяться не намерен.

«Я убежден, что каждый сделал все от него зависящее, чтобы спасти жизни людей. Ньюйоркцы вели себя героически, в том числе и работники домов престарелых, – сказал он. – В этой сфере у нас создана система безопасности, самая агрессивная в стране».

Губернатор не особенно вдавался в детали. Он лишь упомянул, что «наряду с другими мерами предосторожности» все без исключения сотрудники nursing homes раз в неделю проходят тестирование. Едва ли такой ответ удовлетворит участников акции в Коббл-Хилл.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях