Как сложится будущее США в Индо-Тихоокеанском регионе

Большой бемц из-за маленького острова

Диего-Гарсия. Это не имя бейсболиста из Мексики, Доминиканской Республики или Пуэрто-Рико. Так называется атолл в центральной части Индийского океана, принадлежащий Великобритании. Одна из крошечной горстки колоний, оставшихся у некогда великой империи, настолько обширной, что над ней, по известному выражению, никогда не садилось солнце.

Большой бемц из-за маленького острова
wikimedia commons

Диего-Гарсия — часть острова Маврикий, которым Соединенное Королевство владело с начала XIX века до середины XX. Точнее, был его частью до 1965 г., когда Лондон, предвидя скорую независимость Маврикия, предусмотрительно выделил Диего-Гарсия в самостоятельную территорию и создал там крупную военно-морскую базу, пользование которой затем уступил американскому союзнику. Что касается 2 тыс. местных жителей, то белые колонизаторы заботливо переселили их в другие места. Чтоб не путались под ногами.

Сегодня Диего-Гарсия — важнейший пункт в системе снабжения вооруженных сил США, действующих в разных районах Африки, Ближнего Востока и Азии. От Персидского залива до Южно-Китайского моря. Оттуда велись бомбардировки Афганистана в 2001 году и Ирака в 2003-м. Это также кость в горле прогрессистов со всего света, поддерживающих позицию Маврикия, что Диего-Гарсия есть пережиток империализма, который необходимо искоренить, вернув территорию, что называется, законному владельцу. Несмотря на то, что родину-мать и оторванный у нее придаток разделяет расстояние в 2160 км.

На стороне Маврикия в настоящем споре Генеральная Ассамблея ООН, Папа Римский Франциск, Международный суд в Гааге, провозгласивший в прошлом году, что деколонизация Маврикия не завершена. Вскоре после этого в Организации Объединенных Наций была внесена резолюция, осуждающая колониализм англосаксов; результат голосования - 116 против 6. Сторону США и Великобритании взяли только Венгрия, Израиль, Австралия и Мальдивы.

Порт-Луи предлагает Лондону и Вашингтону разрешить проблему путем переговоров, которые обеспечат «соблюдение интересов всех сторон». Креолы Маврикия, маврикийцы, обещают не возвращать в родные пенаты депортированных более полувека назад соотечественников и их потомков. И вообще, елико возможно, не вмешиваться в островные операции Пентагона. Администрация Трампа, однако, отказывается уступать. Как заявляет Государственный департамент, «Мы всецело поддерживаем сохранение британского суверенитета над Диего-Гарсия... Американо-британское военно-политическое сотрудничество уникально по своему характеру и замены ему нет... Изменение государственного статуса территории отрицательно скажется на безопасности Соединенных Штатов».

Англичане, в свою очередь, настаивают, что Диего-Гарсия — предмет двустороннего спора между ними и маврикийцами и что международному сообществу не следует в него вмешиваться.

Как бы то ни было, срок аренды базы на Диего-Гарсия истекает в 2026 г., и правоведы сомневаются, что англичане найдут в себе силы и далее игнорировать мировое общественное мнение и предложат американцам те же условия лизинга, что и нынешние. Какой-то компромисс, видимо, придется изыскать.

               

Остров побольше и бемц побольше

Министр здравоохранения США Алекс Азар нанес визит в Тайбэй. Азар — самый высокопоставленный американский представитель, посетивший Тайвань после официального разрыва в 1979 г. полноценных дипломатических отношений между двумя странами.

От мандаринов в Пекине, естественно, не ускользнул факт ведомственной принадлежности гостя: после геополитики, высоких технологий и промышленного шпионажа (приведшего к закрытию китайского консульства в Хьюстоне) здравоохранение — важнейшая область, в которой сталкиваются ныне интересы США и КНР (подавление прав человека в Гонконге — тема горячая, но дипломатически менее приоритетная). Именно Тайвань был страной, которая благодаря своей агентурной сети на материке первой сообщила о скрываемых китайскими чиновниками подлинных масштабах эпидемии COVID-19. КНР, со своей стороны, делала все, чтобы заглушить голос Тайваня во Всемирной организации здравоохранения. Кстати, Тайвань был хорошо подготовлен к встрече с инфекцией и сравнительно легко вышел из клинча с ней: смертность от вируса там одна из самых низких в мире, при этом строгий карантин никогда не вводился, и ВВП во втором квартале сжался всего на 0,73 процента.

Демократы повсеместно прессингуют Трампа, и их вероятный кандидат в президенты Джо Байден обещает после прихода в Белый дом отменить ряд импортных тарифов на китайскую продукцию, установленных действующей администрацией. О похождениях в дебрях китайского бизнеса сына кандидата его команда не распространяется.

Долгое время после Гражданской войны в Китае и победившие коммунисты, и проигравшие им 2 млн гоминьдановцев, бежавшие на Тайвань, стояли на одной позиции, что Тайвань — неотъемлемая часть Китая, которая должна с ним воссоединиться, и только расходились относительно идеологической базы, на которой произойдет воссоединение: коммунистическая для первых, антикоммунистическая для вторых. В последние годы на острове набирает силу альтернативный взгляд, что Тайваню нужна независимость, причем к нему склоняются и местное некитайское население, и часть потомков переселившихся туда китайцев - воинов Чан Кайши. Пекин грозит Тайбэю вторжением и насильственным присоединением, если он объявит независимость. В прошлом Китай неизменно подчеркивал, что предпочитает вариант с мирным воссоединением, но несколько месяцев назад слово «мирное» исчезло из лексикона дипломатии Поднебесной.

Вашингтон не имеет посольства на Тайване, но сохраняет с ним прочные и широкие неофициальные связи, в том числе военно-технические. Включая поставки современной бронетехники, самолетов, беспилотников, средств противовоздушной обороны. Китайских партнеров взбесило одобрение Трампом продажи Тайваню истребителей F-16, на которую администрация Обамы не могла решиться. Не исключено, что Америка перенесет на Тайвань производство многих медицинских изделий, которое сейчас сосредоточено в КНР. И вообще экономическая мощь Тайваня растет и он вполне способен заменить Китай в важнейших экспортных производствах, в частности, в такой области, как полупроводники.

В начале июля флоты КНР и Соединенных Штатов провели в одно и то же время и примерно в одном и том же районе Южно-Китайского моря масштабные военные учения, одни, рассчитанные на запугивание соседа, другие — на то, чтобы символически подставить ему плечо. После короткой паузы менее чем в месяц Китай возобновил свои запугивающие маневры, которые пропагандисты в Пекине укладывают в схему «защиты национального суверенитета». Как отмечают комментаторы, отправка на Тайвань американского министра здравоохранения была воспринята в Пекине как покушение на национальный суверенитет, которому необходимо было дать немедленный отпор.

Вашингтон решительно отвергает многочисленные территориальные притязания Пекина в регионе и не признает его прав на воды, сопредельные искусственно намываемым атоллам и островам.

Китай сегодня ведет себя крайне агрессивно на международной арене: вооруженные инциденты на границе с Индией, повлекшие за собой человеческие жертвы; угрозы «расчленить» Японию, забрав у нее острова Сенкаку. Угроза была подкреплена вторжением китайских кораблей в японские территориальные воды, в которых они находились длительное время; размещение воинских подразделений на территории Афганистана и Таджикистана, якобы в целях защиты инфраструктуры нескольких ниток транспортного коридора «Один пояс — один путь». И ввиду близости Таджикистана к населенной мусульманами-уйгурами неспокойной китайской провинции Синьцзян. Аппетиты Китая в прямом и переносном смысле безмерны. Так, Эквадор жалуется, что китайцы своим неуемным рыбным промыслом угрожают хрупкой экосистеме Галапагосских островов, объявленных ЮНЕСКО объектом всемирного наследия.

После удушения Гонконга тайваньцы могут легко стать следующей жертвой Китая. От того, насколько твердо поведут себя США в отношении Тайваня, будет в немалой степени зависеть их будущее положение в Азии, крепость союзных уз. Как давних, с Японией, Филиппинами, Малайзией, так и новых — с Индией и Вьетнамом. Отношения с Тайванем настолько важны, что вполне заслуживают занять видное место в повестке нынешней президентской кампании. В 2001 г. Байден упрекал Буша-младшего за готовность прийти на помощь Тайваню, если на того нападет Китай. В команде претендента сегодня есть люди, желающие вернуться к обамовской пацифистской политике равноудаленности от Пекина и Тайбэя, и люди, выступающие за сохранение значительного военного присутствия США на Тихом океане.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях