«Обамагейт» не имеет судебной перспективы

Но Дональд Трамп жаждет реванша

«Это величайшее политическое преступление в истории нашей страны. Будь я демократом, а не республиканцем, думаю, все они давным-давно были бы за решеткой и получили бы по 50 лет тюрьмы».

Но Дональд Трамп жаждет реванша

Так выразился президент Трамп в недавнем интервью Fox News о деле, которое он и его сторонники окрестили «Обамагейтом».

«Какое именно преступление вы вменяете Обаме?» - спросил его на брифинге журналист Washington Post. «Вы сами знаете какое, - ответил президент. - Преступление очевидно всякому. Все, что вам нужно, - почитать газеты, только не вашу».

Речь идет о «заговоре» и даже «попытке государственного переворота», совершенной прежней администрацией с ведома и по указанию президента Обамы и вице-президента Байдена. Именно так Дональд Трамп квалифицирует теперь действия ФБР и ЦРУ, направленные на расследование возможных связей избирательного штаба кандидата Трампа с Кремлем. Он уподобляет это расследование Уотергейту - с той разницей, что Ричард Никсон, «возможно, был виноват», а он, Трамп, страдает безвинно. Но сформулировать состав преступления в действиях спецслужб и правоохранительных органов, включая руководство Министерства юстиции, назначенное самим Трампом, крайне затруднительно.

Центральное место в нынешней кампании контробвинений занимает дело Майкла Флинна, но не с него все началось и не им закончилось. Началось 16 июня 2015 года, когда Дональд Трамп объявил, что намерен избираться в президенты США. Уже в июле «Твиттер» наводнили тысячи протрампистских аккаунтов, управляли которыми сотрудники известной петербургской «фабрики троллей». Окружение Трампа стало получать через посредников настойчивые предложения организовать личную встречу Трампа с Путиным. Тем же летом хакеры российской военной разведки впервые взломали сервер Национального комитета Демократической партии.

Если ФБР в чем-то и можно обвинить, то только в том, что оно долго медлило. Лишь летом 2016-го, когда Трамп уже обеспечил себе номинацию Республиканской партии, ФБР обратилось в специальный суд за ордером на наблюдение за коммуникациями четырех сотрудников штаба Трампа. Ходатайство (редкий случай) было отклонено. Только в октябре, за считанные дни до президентских выборов, бюро получило санкцию на мониторинг одного из этой четверки - Картера Пейджа. Между тем Пейдж впервые попал в поле зрения ФБР еще в январе 2015-го, когда вступил в контакт с агентом Службы внешней разведки России, работавшим в Нью-Йорке под прикрытием. В телефонном разговоре этот агент обсуждал со своим коллегой возможность вербовки Пейджа. Связи самого Трампа с Россией и российским криминалитетом начались еще в конце 80-х.

Нелепо утверждать, как это делают трамписты, что расследование ФБР не имело под собой никаких оснований и закончилось ничем. Доклад спецпрокурора Роберта Мюллера подтвердил в мелких деталях все публикации прессы и добавил новых. Но теперь сторонники Трампа говорят, что и сам Мюллер - обамовский агент: ведь он работал в администрации Обамы директором ФБР (хотя назначил его на этот пост Буш-младший).           

«За это их надо бы засадить в тюрьму, - говорил президент в интервью Fox, - и я надеюсь, многие поплатятся. Никакой другой президент не должен пройти через это. Генерал Флинн и другие - герои, потому что с ними это произошло. Им не нужен был генерал Флинн. Они хотели заставить его лгать обо мне, состряпать историю. И за редкими исключениями никто на это не пошел. А там было много людей. Тук-тук, кто там? ФБР! ФБР? Это все Обама, это все Байден. Это коррумпированные люди. Все это дело коррумпировано. И мы поймали их с поличным».

Но министр юстиции Барр охладил воинственный пыл Трампа. Он заявил, что «растущим попыткам использования уголовной судебной системы в качестве политического оружия» пора положить конец. «До тех пор, пока я министр, - продолжал Барр, - система не будет служить политическим целям. Особенно в свете приближающихся выборов в ноябре». Барр еще в прошлом году поручил спецпрокурору Джону Дарему проверить правомочность действий ФБР. Однако он уверен, что уголовного преследования, во всяком случае Обамы и Байдена, не будет.

Председатель сенатского юридического комитета республиканец Линдси Грэм начинает полномасштабное расследование обстоятельств расследования предполагаемого сговора штаба Трампа с Кремлем. Он намерен направить повестки большому числу бывших сотрудников администрации Обамы, в том числе бывшему министру юстиции Лоретте Линч, бывшему директору национальной разведки Джеймсу Клепперу, бывшему директору ЦРУ Джону Бреннану и бывшему директору ФБР Джеймсу Коми. Однако Барака Обаму Грэм допрашивать не собирается - несмотря на то, что президент потребовал от него этого публично.

«Будь я сенатором или конгрессменом, - написал Трамп в «Твиттере», - я бы вызвал для допроса о величайшем политическом преступлении и скандале в истории США прежде всего бывшего президента Обаму. Он знает все. Сделайте это, Линдси Грэм!»

Но сенатор Грэм ответил: «Не думаю, что сейчас удачное время для этого. Я не уверен даже, что это возможно. Я понимаю досаду президента Трампа, но проявляйте осторожность в своих желаниях».

Грэм пояснил, что вызов экс-президента для дачи показаний создаст «опасный прецедент», на основании которого Дональда Трампа самого могут вызвать на допрос, когда он покинет пост.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях