Дело Флинна не закрыто вопреки решению Минюста

Судья Салливан превысил полномочия

Когда американский Минюст официально известил чернокожего вашингтонского судью Эммета Салливана о том, что он решил закрыть дело отставного генерал-лейтенанта Майкла Флинна, то на минуту показалось, что от Флинна наконец отвязались.

Судья Салливан превысил полномочия

In like Flynn! – возможно, крякнул тогда Флинн, употребив жаргонное выражение, которое ошибочно связывают с именем знаменитого актера Эррола Флинна. Выражение обозначает быстрый, легкий успех, часто у женщин.

В случае Флинна успех был медленным и нелегким, потому что перед этим верхушка ФБР и команда спецпрокурора Мюллера промурыжили его три года, лишили миллионов долларов, истраченных на адвокатов, заставили признаться в преступлении, которого он скорее всего не совершал, нарушили обещание просить судью о снисхождении и почти упрятали генерала за решетку. Но в первую минуту Флинн ликовал.

Минута быстро прошла, и потом Флинн, возможно, уже воскликнул от досады «блин!», потому что судья Салливан не сделал того, чего от него почти вcе ожидали, и не объявил дело Флинна закрытым. Вместо этого судья начал тянуть резину, намереваясь, возможно, протянуть ее до января будущего года в надежде, что Трампа сменит тогда президент-демократ, вознесшийся на волне коронавируса, и его новый Минюст обойдется с Флинном покруче трамповского.

Салливан – многоопытный юрист, назначавшийся на разные судейские должности и Рейганом, и Бушем-старшим, и, наконец, Клинтоном. В случае Флинна судья тенденциозен и этого не скрывает. В 2018 году он спросил у прокуроров, почему они не привлекли Флинна за государственную измену, в которой того действительно не обвиняли.

Дальше – больше. «Я не скрываю своего отвращения, своего презрения к этому уголовному преступлению!» - заявил судья, имея в виду в общем довольно пустячный проступок, который вменяли Флинну.

Генералу инкриминировали ложь допрашивавшему его следователю ФБР Питеру Строку, чья патологическая трампофобия стала широко известна и привела к его изгнанию из команды Мюллера. Строк и его партнер Джо Пиентка, который записывал допрос от руки, потом докладывали, что не увидели ни в поведении, ни в тоне Флинна симптомов сознательного вранья.

Пикантность в том, что к делу не были приложены ни стенограмма телефонного разговора Флинна с российским послом в США Сергеем Кисляком, содержание которого Флинн якобы переврал на допросе, ни первоначальный протокол допроса, в котором Флинн якобы исказил содержание этого разговора.     

То есть сравнить распечатку разговора с протоколом допроса было нельзя, хотя это были главные вещдоки обвинения. Известно, что первоначальный протокол допроса исчез. В деле есть лишь его вторичный вариант, задним числом отредактированный Строком.

В ноябре прошлого года новая защитница генерала Сидни Пауэлл затребовала оригинальный протокол допроса. «Документы иногда теряются, - философски заметил в ответ судья Салливан. – Что делать: бывает».

По словам его сторонников, Флинн решил признать себя виновным, потому что его уговорили лукавые первоначальные адвокаты, слупившие с него не то 5, не то 6 миллионов долларов. На него также якобы нажимали прокуроры, пригрозившие привлечь его сына.

После того, как Минюст снял с Флинна обвинения, казалось, что у судьи Салливана нет выбора, кроме как быстро закрыть дело. Судья, однако, решил еще немного поиграть с судьбой генерала.

11 мая отставной федеральный судья Джон Глисон напечатал в «Вашингтон пост» колонку с призывом к Салливану не поддаваться на уговоры Минюста. Два дня спустя Салливан назначил Глисона так называемым «другом суда» (amicus curiae), или независимым юридическим консультантом, и поручил ему сформулировать аргументы против закрытия дела Флинна.

Он также попросил Глисона, который заседал в Бруклине и, в частности, приговорил Джона Готти к пожизненному сроку, выяснить, нельзя ли теперь привлечь Флинна за клятвопреступление. Идея в том, что генерал в декабре 2017 года под присягой признал себя виновным, а сейчас вину отрицает.

Новая защитница генерала Сидни Пауэлл покопалась в базах данных и насчитала 24 случая, когда Салливан наотрез отказывался выслушивать мнение третьих сторон. В свете этого его обращение к Глисону было неожиданным.

Юристы Сопротивления встретили этот маневр Салливана овациями и предвкушают очередной акт сериала «Урыть Трампа!», тогда как профессор Джонатан Турли, защищавший Трампа на сенатском суде по импичменту, но голосовавший за Хиллари Клинтон, написал в «Твиттере»: «Создается впечатление, что Суд чрезмерно заинтересован в наказании подсудимого и слишком активно изыскивает альтернативу закрытию дела».

Бывший федеральный прокурор Эндрю Маккарти пишет, что перед Салливаном не стояло сложной правовой проблемы. Согласно Конституции, единственной ветвью власти, которая уполномочена заниматься уголовным преследованием, является власть исполнительная. Минюст принял решение больше оным не заниматься. Судье, по идее, не остается ничего, кроме как зафиксировать прекращение дела в судебных ведомостях.

Главная функция федеральных судов США по идее состоит в том, чтобы ограждать обвиняемых от чрезмерной назойливости правительства, пишет Маккарти. Салливан же изыскивает предлоги для дальнейшего судебного преследования Флинна. Это в функции американских судов не входит.

Судья Салливан известен тем, что не дает спуску прокурорам, утаивающим от защиты материалы дела, которые могли бы обелить обвиняемых. Прокуроры не предоставили защите Флинна этих материалов, а какие дали, то с большим опозданием, но в этом случае Салливан не призвал их к порядку.

48-й параграф Федерального уголовно-процессуального кодекса США позволяет прокурорам закрыть дело лишь с разрешения судьи, но он не отменяет Конституции, которая уполномочивает лишь исполнительную власть подвергать людей уголовному преследованию. Судья не имеет ни малейшего права приказать исполнительной власти, чтобы она кого-то разрабатывала или привлекла к суду.

Конгресс принял 48-й параграф именно для того, чтобы защитить обвиняемых, тогда как Салливан пытается добить Флинна или как минимум совсем пустить его по миру, поскольку тот продолжает платить своей защите.

Я уже писал, что не особенно симпатизирую Флинну, но нынешние маневры судьи Салливана лишний раз показывают, насколько ужасен Синдром Одержимости Трампом, и все больше располагают в пользу генерала.

Новости региона

Все новости