Новый поворот в деле Флинна

Бывший помощник Трампа до сих пор не приговорен

Отставной генерал-лейтенант Майкл Флинн не вызывает у меня особых симпатий. Тут и его гонорар за выступление на юбилее «Параши тудей», тут и его шашни с турецким режимом, тут и скандирование лозунга «За решетку ее!», которым он дирижировал на трамповских сходняках.

Бывший помощник Трампа до сих пор 
не приговорен

Имеется в виду требование трампистов посадить в тюрьму Хиллари Клинтон. Я ничуть ей не симпатизировал, но эти свистопляски были неприятны мне эстетически.

Флинн был первым видным трампистом, которого сожрал «Рашагейт». У этого скандала были жертвы, которые действительно в чем-то провинились, прежде всего Пол Манафорт и Майкл Коэн. Но дело против Флинна, который еще в 17-м году признал себя виновным во лжи на допросе, но так до сих пор и не приговорен, всегда казалось мне сомнительным, и я не понимаю, почему Трамп его до сих пор не помиловал.

Флинн был на военной службе 33 года и, в частности, внес вклад в совершенствование тактики противопартизанских действий, разработав систему оперативного распространения разведданных с поля боя. Барак Обама назначил его заведовать военной разведкой, то есть американским ГРУ.

Обама быстро разочаровался во Флинне. В частности, Флинн расходился с ним в подходе к борьбе с терроризмом и критиковал его потачки Ирану. Флинн считал, что обамовское окружение чрезмерно политизирует разведку. Силовики Флинна, понятное дело, тоже не жаловали, особенно замдиректора ФБР Эндрю Маккейб. Это объясняли тем, что Флинн поддерживал следовательницу, которая жаловалась, что на работе ее подвергали гендерной диск­риминации.

После того, как Обама сместил его с должности начальника американского ГРУ, Флинн начал активно поддерживать кандидатуру Трампа и так приобрел трибуну, с которой критиковал внеш­неполитический курс Оба­мы. Тот, в свою очередь, после выборов призвал Трампа держаться от Флинна подальше, чем, по сути дела, гарантировал генерал-лейтенанту высокую должность в новой администрации.

Флинн совсем вывел Обаму из себя, лоббируя против антиизраильской резолюции ООН, которую администрация Обамы закулисно организовывала, но при голосовании бесстрашно воздержалась. По версии наших трампофобов, Россия и Трамп в тот момент уже шли в одной упряжке. Москва об этом, очевидно, еще не знала и поэтому отвергла трамповские призывы не голосовать за эту резолюцию.

В конце декабря 2016 года Обама наложил под занавес санкции на Россию, и ее посол Сергей Кисляк, имевший в Ва­шингтоне обширные связи, созвонился с Флинном, который общался от имени будущей администрации с иностранными представителями. На следующий день, 23 декабря, Флинн позвонил Трампу на его курорт Мар-а-Лаго в Палм-Бич и получил инструкцию призвать русских воздержаться от ответной эскалации.

Флинн немедленно связался с Кисляком. Они обсудили американские санкции, но об их от­мене разговора не было. Флинн лишь призывал Москву не делать ничего опрометчивого, как поступила бы в этой ситуации любая новая администрация США. Генерал-лейте­нант не мог не знать, что все разговоры российского посла записываются американскими спецслужбами.

Этот тоже прослушивался, причем не в обычном порядке, а, как писала «Нью-Йорк таймс», по согласованию с советниками Обамы. Советники потом поинтересовались, не обсуждали ли высокие разговаривающие стороны какую-то сделку, в рамках которой Трамп отменил бы санк­ции. ФБР ответило, что такого разговора не было. «Обид­но», — в сердцах сказали обамовцы (это я фантазирую), но от мыслей утопить Флинна не отказались.

Эти мысли появились у них за несколько месяцев до злополучного разговора Флинна с Кисляком, когда администрация Обамы завязала контрразведывательное расследование по генерал-лейтенанту. Причина, по которой это сделали, пока неясна. Тогдашний директор ФБР двухметровый Джеймс Коми потом заявлял, что расследование прикрыли где-то к декабрю 2016 года.

Вступив во власть, Трамп сделал Флинна своим помощником по нацбезопасности, но уволил его уже 13 февраля 2017 года, то есть три недели спустя. По официальной версии, Флин­на сместили, потому что он неверно изложил свой разговор с Кисляком трамповскому вице-президенту Майку Пенсу.

Несанкционированный разговор Флинна с иностранным послом, очевидно, раздражал обамовцев, поскольку 12 января 2017 года публицист Дэвид Иг­нейшес сообщил в «Ва­шингтон пост», что они собираются привлечь генерал-лейтенанта по так называемому Закону Логана.

Этот закон был принят еще при президенте Джоне Адамсе, правившем в конце XVIII века, и карал «любую переписку или сношение» с агентом иноземного правительства, если оные не были санкционированы американским правительством. По этому закону никогда никого не осудили. Последняя попытка отдать кого-то под суд имела место в 1825 году.

Закон Логана успеха не обещал, но обамовцы не унывали. Они слышали, как Пенс и другие видные трамписты отрицают со слов Флинна, что тот обсуждал санкции с Кисляком, и выдвинули другую версию: русские наверняка знают, что Флинн солгал, а это значит, что теперь он у них на крючке и уязвим для шантажа.

Это была неудачная теория: Флинн наверняка был в курсе того, что разговор с Кисляком прослушивают и знают поэтому его содержание. Так что для шантажа он не годится. Шан­тажировать можно лишь тайной информацией.

ФБР, возглавлявшееся в тот момент еще обамовскими назначенцами, решило тогда допросить Флинна, хотя очевидных следственных оснований для этого не было. У ФБР имелась распечатка его разговора с Кисляком, поэтому идея явно была не в том, чтобы получить информацию о его содержании. Идея была в том, чтобы заловить на чем-то Флинна. Помог сам Флинн, который опрометчиво согласился разговаривать с фэбээровцами без адвоката.

Его допрашивали двое следователей — Джо Пинтка и Питер Строк. Последний известен как убежденный враг Трам­па, обещавший своей любовнице сделать все, чтобы не допустить того к власти, но слова не сдержавший.

ФБР по традиции не ведет звукозапись допросов, а полагается на скоропись своих сотрудников. Оба следователя, допрашивавших Флинна, заключили, что он говорит правду. Ни жесты, ни манера поведения, ни интонации объекта не изобличали его во лжи, писали они в служебном отчете.

«Двое сотрудников, которые его допрашивали, не сочли, что он лжет, — показал потом в Конгрессе Маккейб. — Что было не самым лучшим началом дела о лжесвидетельстве».

Казалось, теперь от Флинна отстанут. Тем не менее через некоторое время его арестовали, а несколько месяцев спустя он согласился признать себя виновным и подписал с прокуратурой соглашение о сотрудничестве взамен на ее обещание ходатайствовать перед судьей о снисхождении.

Слухи о том, почему Флинн пошел на такой вариант, ходили давно, а в прошлую пятницу подтвердились документально. Прокуроры нехотя предоставили защите Флинна часть закрытых документов, которые, по идее, надо было дать ей давно. Из них, в частности, явствует, что в 2017 году прокуроры давили на Флинна угрозой ареста его сына, тоже Майкла Флинна, но Младшего.

В том, чтобы давить таким образом на обвиняемого, ничего незаконного, в принципе, нет, хотя выглядит такая тактика не очень изящно.

29 мая 2019 года спецпрокурор Роберт Мюллер, который привлек Флинна, объявил, что его контора закрывается, поскольку расследование по «Ра­шагейту» подошло к концу. Судья Эммет Салливан назначил вынесение приговора Флин­ну на 28 января 2020 года.

Накануне церемонии федеральный прокурор Брэндон ван Грэк, оставшийся от команды Мюллера, призвал судью дать Флинну полгода отсидки и заявил, что прокуратура больше не видит оснований для смягчения тому срока. Защита ответила прошением о том, чтобы Флинну разрешили взять признание вины обратно, а прокуратуру наказали за то, что она не сдержала данное ему слово ходатайствовать перед судьей о снисхождении.

В пятницу защита получила из вашингтонской прокуратуры извещение о том, что еще в январе глава Минюста Уильям Барр поручил федеральному прокурору Восточного округа Миссури Джеффри Дженсену провести служебное дознание по поводу расследования в отношении Майкла Флинна. До­кументы, полученные в тот же день защитой Флинна, пока засекречены, но его главный адвокат Сидни Пауэлл утверждает, что они «ошеломительны» и подтверждают «убеждение Флин­на, что его дело с заранее обдуманными намерениями состряпали коррумпированные сотрудники ФБР».

Пауэлл попросила суд как можно скорее рассекретить предоставленные защите документы. Возможно, уже близок день, когда мы узнаем истинную подоплеку этого странного дела. С другой стороны, не исключено, что защита выдает желаемое за действительное и Флинн отправится за решетку, хотя и совсем ненадолго, потому что Трамп его помилует.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости