Торговая война как причина дефицита медоборудования

Китай нашел себе новых партнеров на Западе

5 февраля группа сенаторов посетила Белый дом, где должностные лица администрации рассказали им о предпринимаемых мерах по борьбе с распространением коронавируса. На предложение законодателей предоставить на эти цели экстренное финансирование министр здравоохранения Алекс Эйзар ответил, что никаких дополнительных средств не требуется, его ведомство справится с проблемой в рамках бюджета.

Китай нашел себе новых партнеров на Западе

Сегодня, когда Америка столкнулась с нехваткой самого необходимого медицинского оборудования, принадлежностей и медикаментов, этот отказ выглядит как яркий пример недальновидности и нераспорядительности.

Отсутствие туалетной бумаги - результат потребительского ажиотажа. Но почему острым дефицитом стали защитные маски, перчатки, лекарства повседневного спроса, такие как антибиотики? Почему администрация не предвидела нарушений в системе снабжения, не создала запасов, не разместила новые заказы?

Прекращение этих поставок стало следствием торговой войны президента Трампа с Китаем. США импортируют из Китая половину нужных им средств индивидуальной защиты, в том числе 70 процентов защитных масок, 45 процентов комбинезонов и 39 процентов перчаток. Сюда следует добавить спецодежду врачей и медсестер, хирургические простыни, градусники, дыхательные маски, томографы и многое другое, включая лекарства, на которых написано, что они сделаны в США, но сделаны они из китайских ингредиентов.

До начала торговой войны таможенные пошлины на эти товары были ничтожными. Во многих случаях - например, на аппараты искусственной вентиляции легких - их не было вообще, и это особенно возмущало президента. На все остальное - от 4,5 до 8 процентов. Специалисты утверждают, что эта продукция идеально отвечала балансу «цена - качество». Если бы Америка производила ее в США, она при том же качестве была бы гораздо дороже.

В начале позапрошлого года президент Трамп ввел протекционистские тарифы на китайский импорт. Новые пошлины были подняты на уровень от 15 до 25 процентов. Он сделал это несмотря на многочисленные публичные предупреждения о том, что повышение тарифов ставит под угрозу здоровье нации. Результатом стало резкое сокращение объемов импорта из Китая, в том числе товаров медицинского назначения, хотя неуклонное старение населения, наоборот, повышало спрос на них. В сентябре прошлого года Трамп добавил в список продукции, облагаемой повышенной пошлиной, новые категории медицинского оборудования и принадлежностей.

Это отнюдь не значит, что эти товары стали производиться в США. Их стали закупать в других странах мира, прежде всего в Европе. Импорт из Китая сократился до 13 процентов, из других стран мира вырос до 23. Так возник дефицит. Но потом Трамп развязал торговую войну и с Европой, а заодно и испортил отношения с союзниками по НАТО во всех других сферах.

Найти новых поставщиков медицинской продукции непросто. Для этого нужны производители, чья продукция сертифицирована Федеральным управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Процедура сертификации длится годами. Китайцы же нашли покупателей на свой товар очень быстро. Те же Южная Корея и Япония проявили себя надежными партнерами.

С началом пандемии коронавируса возникли новые обстоятельства: в Китае многие фабрики по производству медоборудования закрылись на карантин. Европейским союзникам эта продукция понадобилась самим. О какой солидарности можно говорить, если американский лидер только и делал, что подрывал ее всеми доступными ему способами?  

Речь сейчас не о том, прав ли был Дональд Трамп в своем споре с Китаем. Речь о том, что в случае с медициной стране нужна подушка безопасности. А как раз ее-то у Америки и не было.

Беспечность властей изумляет. 27 февраля глава FDA Стивен Хан опубликовал подробный пресс-релиз, цель которого заключается в одном - снять с себя всякую ответственность за кризис с лекарствами. В нем сообщается, что в январе этого года сотрудники управления запросили 180 фармацевтических компаний США на предмет возможных осложнений с поставками в связи с пандемией коронавируса (тогда она еще называлась вспышкой) и составили перечень 20 лекарств, для производства которых необходимы китайские ингредиенты. По закону фармацевтические компании обязаны уведомлять FDA о возможных осложнениях минимум за полгода. Тем не менее ни одна из компаний не сообщила, что ожидает перебоев. Да и лекарства-то эти не входят в число критически важных.

Один производитель, впрочем, уведомил FDA, что он ожидает осложнений с поставкой ингредиента, необходимого для производства медикамента, который Хан не называет. Сбой поставки может произойти вследствие заражения коронавирусом фабрики, где производится ингредиент. Однако Хан спешит заверить публику, что у этого лекарства есть альтернатива. Такая загадочность объясняется, оказывается, коммерческой тайной.

Однако установить точно, какое количество и каких ингредиентов американских лекарств производит Китай, FDA не в силах, как объяснила в августе прошлого года на слушаниях в нижней палате Конгресса Джанет Вудкок, директор управления FDA по лекарственным средствам. Известно только, что почти 90 процентов производств, поставляющих такие ингредиенты американской фармацевтике, находится за рубежом. Крупнейший их производитель после Китая - Индия, которая в начале марта объявила, что вводит ограничения на экспорт ингредиентов и готовых лекарств.

Некомпетентность администрации феноменальна. Уже в разгар кризиса советник президента по торговле Питер Наварро принес Трампу на подпись указ «о сокращении зависимости США от иностранных медицинских поставок». Сейчас, конечно, самое время вставать в позу и гордо заявлять: «Нам нужно покупать их у американских производителей на американской земле».

10 и 12 марта администрация временно снизила тарифы на импорт из Китая продукции, предназначенной для лечения коронавируса. Но китайские производители уже нашли другие рынки сбыта и не хотят зависеть от прихотей капризного президента США.

Отдельный вопрос - нехватка гидроксихлорохина, который применяется при лечении малярии и вроде бы помогает больным коронавирусом. Во всяком случае так считает президент Трамп, и во всем мире лаборатории проверяют его эффективность. Во всем, кроме США. В Америке этим занимается лишь одна лаборатория, в Университете штата Миннесота, но и та запросила, но пока не получила федерального финансирования. Еще одна, Колумбийского университета, только приступила к его изучению, и тоже без всякого государственного финансирования. Ожидается, что еще двум лабораториям, Университета штата Вашингтон и Нью-Йоркского, окажет помощь Билл Гейтс.

После того, как Трамп заявил, что он крепко надеется на гидроксихлорохин, доктора по всей стране стали прописывать его своим пациентам, и медикамент исчез из аптек. По этой причине губернаторы ряда штатов - Айдахо, Мичигана, Невады, Огайо, Оклахомы, Техаса и Западной Вирджинии - ввели ограничения на отпуск этого медикамента пациентам, для которых он не является жизненно важным. А губернатор Флориды Рон Де Сантис объявил, что договорился с израильской фирмой о поставке крупной партии гидроксихлорохина для больниц штата.

В воскресенье FDA в экстренном порядке дало разрешение на применение хлорохина и гидроксихлорохина для лечения коронавируса. Сообщается, что компания Sandoz пожертвовала в Стратегический национальный резерв 30 миллионов доз гидроксихлорохина, а компания Bayer - миллион доз хлорохина.

Ведутся также клинические испытания двух других средств, способных помочь при коронавирусе, - ремдесивира и саримулаба, но говорить о результатах пока рано. Кроме того, FDA дало разрешение на применение немедикаментозного способа лечения, разработанного в лаборатории молекулярной иммунологии Университета имени Рокфеллера в Нью-Йорке. Он заключается в том, что больному вводят сыворотку крови выздоровевшего пациента. Предполагается, что специфические антитела, содержащиеся в этой сыворотке, смогут успешно противостоять вирусу. Этот метод успешно применяется в ветеринарии. Антитела, способные бороться с вирусом, можно клонировать - таким образом, из небольшого объема крови можно получить много сыворотки. Но в госпиталях опять же жалуются, что для применения этого способа необходимо специальное оборудование, которого тоже будет не хватать.          

Новости региона

Все новости