БАЙДЕН БЛИЗОК К ПОЛНОЙ ПОБЕДЕ

Счастливая звезда Берни Сандерса закатилась

Шансы Берни Сандерса получить партийную номинацию стремительно сокращаются. Супервторник был еще далеко не разгромом. В 2016-м преимущество Хиллари после супервторника было куда более значительным, и все-таки Сандерс продолжил борьбу. Но инерция победы Байдена на этот раз оказалась сильнее, и партийная машина сработала эффективнее.

Счастливая звезда Берни Сандерса закатилась

В поддержку Байдена высказались шестеро бывших кандидатов, оба босса Демократической партии, шестеро губернаторов, 20 мэров, 13 сенаторов, 85 членов нижней палаты, а также три десятка выборных чиновников регионального уровня и членов Национального комитета партии. Львиная доля этих высказываний имела место после супервторника, а один из бывших кандидатов поддержал Байдена уже в день праймериз 13 марта. Судя по экзитполам, Байден таким образом получил более половины голосов избирателей, принявших решение в последние перед голосованием дни. Сандерса поддержали двое бывших кандидатов, девять членов Палаты представителей и ни одного сенатора, губернатора или мэра. Закончившая свою кампанию Элизабет Уоррен упорно молчит, а ведь ее поддержка могла бы существенно помочь Сандерсу. Может статься, она рассчитывает на второй номер в билете Байдена - для бывшего вице-президента это был бы неплохой ход с целью привлечь на свою сторону сторонников Сандерса, чьи взгляды считаются близкими взглядам Уоррен. Но об этом говорить пока рано. Выбор напарника - слишком сильный ход, и распорядиться им надо умело и вовремя.

Чисто арифметически Сандерс еще может догнать Байдена. Проблема в том, что штаты, на которые он возлагал самые радужные надежды, уже позади. К тому же он сам сказал на прошлой неделе, что признает поражение даже в том случае, если его соперник в итоге праймериз получит не абсолютное (50 процентов плюс один), а относительное большинство делегатов. Тем самым он положил конец спекуляциям о том, что доведет спор до съезда.

13 марта Сандерс предсказуемо проиграл Миссури и Миссисипи, второй из этих штатов - с разгромным счетом 81:15, и едва получил двух делегатов из 36. Он надеялся на чудо в Мичигане, какое произошло четыре года назад: по всем опросам выиграть там должна была Хиллари, а выиграл Берни. Но чудеса не повторяются. Байден выиграл Мичиган с преимуществом в 16 с лишним процентов. Сандерс вышел победителем в Северной Дакоте (но и тут Уоррен ухудшила его результат на 2,5 процента) и, возможно, еще выиграет десятыми долями процента штат Вашингтон, но это уже ничего не меняет.

Он не сошел с дистанции, потому что рассчитывает на воскресные дебаты. Но Байдена дебаты не заботят: он бледно проявил себя на уже состоявшихся дебатах, но это не помешало ему возглавить гонку, а те, кто провел дебаты удачно, уже выбыли из соревнований. Да, на подиуме Сандерс смотрится гораздо убедительнее, у него есть то, что называется драйвом, и есть идеи, какими бы безумными или опасными их ни считали, а Байдену нечего сказать избирателям, его былое красноречие иссякло и сторонники Трампа злорадно коллекционируют его оговорки и примеры забывчивости. Но поединок интеллектов уже никого не интересует. Теперь важны цифры.

17 марта праймериз состоятся в Аризоне, Флориде, Иллинойсе и Огайо. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть сокрушительную победу Байдена во Флориде и с менее значительным преимуществом в остальных трех штатах. Далее в календаре значится Джорджия. Это тоже заведомый трофей Байдена.

Почему закатилась звезда Сандерса? Его звездным часом был 2016 год. Ему помогла крайняя непопулярность Хиллари и тот факт, что у республиканцев сезон праймериз был куда более напряженным, чем у демократов в этом году. Кандидатам Республиканской партии просто некогда было критиковать Сандерса - у них хватало своих забот, они отчаянно пытались утопить Трампа, а тот сопротивлялся. На этот раз Трамп с высоты своего положения небрежно поругивал всех кандидатов Демпартии, но особое внимание уделял Сандерсу. Уже на ранней стадии своей кампании за переизбрание он сделал ее главной темой борьбу с социализмом, олицетворением которого был Сандерс. В копилку Байдена шли и многочисленные заявления президента о том, что руководство Демпартии обижает Сандерса, относится к нему несправедливо и что он предпочел бы иметь дело с Сандерсом, у которого есть поклонники, а не с Байденом, за которым стоит только партийный истеблишмент. Помогли Байдену и публикации о том, что Сандерсу оказывает поддержку Кремль, тем самым стараясь обеспечить переизбрание Трампа. Эту теорию заговора публиковали отнюдь не трампистские издания, а либеральная New York Times.

Все, что та же NYT пишет теперь - что Сандерс не смог заручиться поддержкой афроамериканцев, что от него отвернулись «синие воротнички» (белые без высшего образования), что его подвела явка молодежи, на которую он так рассчитывал, - все это справедливо, но это следствие, а не причина. Отвернулись именно потому, что трампистская и праволиберальная пропаганда сделала из Сандерса пугало, опасного маньяка. Избиратели Демпартии решили, что старый конь уж по крайней мере борозды не испортит.

Новости региона

Все новости