Последние дебаты: «Пакт о ненападении» нарушен

Чем ближе праймериз, тем чаще кандидаты идут врукопашную

На подиум в Де-Мойне, Айова, кандидаты вышли вшестером. После декабрьских дебатов выбыли из гонки Камала Харрис, Хулиан Кастро, Кори Букер и Марианна Вильямсон, после чего все стали говорить, что теперь остались только белые кандидаты.

Чем ближе праймериз, тем чаще кандидаты идут врукопашную

Единственный остающийся на дистанции афроамериканец, бывший губернатор Массачусетса Девал Патрик, не собрал пока и одного процента рейтинга, а Майкл Блумберг, занимающий в общенациональных опросах пятую строчку, не прошел квалификационный барьер. Упорно продолжают гонку бизнесмен Эндрю Ян с рейтингом от двух до пяти процентов и конгрессвумен Тулси Габбард с одним-двумя.

В группе лидеров произошла драматичная перестановка. Месяц назад в «ранних» штатах, Айове и Нью-Гэмпшире, гонку возглавляли Пит Буттиджич и Берни Сандерс, причем отрыв последнего от Джо Байдена был такой, что, казалось, бывший вице-президент уже не успеет его наверстать. Но на дебатах в декабре Буттиджич оказался не в форме и не смог держать удар, когда они, удары, сыпались на него со всех сторон. Особенно неудачным стал его ответ на выпад Элизабет Уоррен, обвинившей его в том, что он принимает пожертвования от миллиардеров. Буттиджич сказал тогда, что в борьбе с Трампом любая помощь не лишняя. Ясно, что атака на него как на «беззаконную комету» была согласована, и это принесло свои плоды: статус-кво был восстановлен, Байден возглавил гонку, а Буттиджич скатился на третье-четвертое место. Однако Сандерс дышит Байдену в затылок: и в Айове, и в Нью-Гэмпшире его отделяют от лидера доли процента. Ничто не потеряно пока и для Буттиджича и Уоррен.

Одной из предсказуемых тем дискуссии стал «женский вопрос». В понедельник накануне дебатов CNN опубликовала историю о том, как в декабре 2018 года Сандерс и Уоррен обсуждали в ее вашингтонской квартире перспективы президентских выборов. Именно тогда они заключили «пакт о ненападении». Уоррен, перечисляя свои плюсы, сказала, что она разбирается в экономике и может мобилизовать женский электорат. На что будто бы Сандерс заявил, что женщина не может выиграть президентские выборы. Сандерс на дебатах категорически отрицал, что говорил это: «Хиллари Клинтон выиграла большинством в три миллиона голосов. Как можно сомневаться в том, что женщина способна стать президентом Соединенных Штатов?».

Уоррен утверждала, что говорил (тем самым нарушая двусторонний «пакт»), и произнесла заранее заготовленную репризу: «Посмотрите на мужчин на этой сцене. Вместе взятые, они проиграли десять выборов. Единственные здесь, кто выиграл все выборы, в которых участвовали, это Эми (сенатор Эми Клобушар. - В.А.) и я. И единственный, кто за последние 30 лет победил республиканца, уже занимающего место в Конгрессе, - это я».

Сандерс, в свою очередь, атаковал Байдена, когда речь зашла о международных делах. Он уже обкатал эту тему в своих выступлениях перед избирателями и на дебатах повторил: сенатор Байден голосовал за войну в Ираке, а конгрессмен Сандерс - против. «Джо и я слушали Дика Чейни, Джорджа Буша и Дональда Рамсфелда, - сказал Сандерс. - Я думал, что они лгут. Я ни на секунду не поверил им. Я вышел на трибуну. Я сделал все что мог, чтобы предотвратить войну. Джо смотрел на это иначе».

Джо Байден был вынужден заявить, что его голосование в 2003 году было ошибкой, которую он уже признал. Тем не менее он считает себя непревзойденным экспертом по внешней политике. Поэтому он не стал бы встречаться с лидером КНДР Ким Чен Ыном без предварительных условий и сохранил бы ядерную сделку с Ираном, которую он считает честной и эффективной. Решение Трампа выйти из соглашения, сказал он, «сделало более опасной ситуацию в регионе и дало начало целой цепи событий, которые могут привести на грань войны». Будущий президент, полагает он, должен «восстановить наши альянсы и заставить Иран вернуться к выполнению соглашения».

«Вице-президент Байден, - спросила его модератор Эбби Филлип, - кандидат, получивший номинацию, столкнется с президентом Трампом, который не стесняется глумиться над людьми, давать им оскорбительные клички, поливать их грязью и лгать. По сравнению с дебатами с ним нынешние покажутся детской забавой. Вы готовы к этому?».

«Я готов к этому, - ответил Байден. - Слушайте, он ко мне неравнодушен больше, чем к кому бы то ни было на этой сцене. Я вытерпел все его нападки, и мой рейтинг при этом был выше и продолжал расти».

Это не совсем так. В ноябре и декабре его рейтинг уступал рейтингу Трампа, по крайней мере в отдельных опросах. Год назад преимущество Байдена перед Трампом составляло 17 процентных пунктов, а сегодня не выходит за рамки статистической погрешности. То же можно сказать и о Сандерсе, и о Буттиджиче: они тоже выигрывают опросы у президента, но с минимальным отрывом. И только Элизабет Уоррен проигрывает, но опять-таки укладывается в погрешность.

Эти цифры - лишнее напоминание о том, что способность выиграть партийную номинацию и победить на всеобщих выборах - далеко не одно и то же. Вообще опросы - критерий ненадежный, особенно общенациональные, ведь президента каждый штат избирает отдельно. Были случаи в недавней истории, когда первые же кокусы и праймериз превращали в ненужный хлам всю цифирь. Особенно это касается «ранних» Айовы и Нью-Гэмпшира, славящихся своей строптивостью. В 2008 году Руди Джулиани считался фаворитом республиканцев, и опросы подтверждали это, но в Айове он пришел предпоследним (шестым из семи кандидатов), а в Нью-Гэмпшире - четвертым, а после Флориды (третье место) прекратил кампанию. Так что подождем голосования.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях