В одном из пяти боро (административных районов) города Нью-Йорка – Квинсе – друг другу противостоят два, по сути, антипода, которые, как ни парадоксально, имеют членство в одной и той же политической партии. Излишне говорить, в какой именно: общеизвестно, что Город большого яблока является вотчиной демократов. Но при этом один из двух демократов является официальным кандидатом республиканцев – вот такая политическая петрушка. Ниже все объясним.
Борьба идет за выборную должность окружного прокурора Квинса, который привлекает к суду юридических и физических лиц в своем округе за нарушения законов штата Нью-Йорк. Эта должность является вакантной с мая этого года, когда умер окружной прокурор Ричард Браун; временно исполняющим обязанности является Джон Райан, но он не баллотируется на этот выборный пост.
Профессиональный политик против «инакомыслящего»
Ведущий кандидат – Мелинда Кац, президент боро Квинс, в прошлом – депутат нью-йоркского горсовета и Ассамблеи штата, словом – профессионал государственной службы. Ее соперник – адвокат Джо Мюррей, бывший нью-йоркский полицейский, уволенный за дисциплинарный проступок (он сломал челюсть своему сослуживцу) и переквалифицировавшийся в юристы. При этом демократ, но утвержденный в качестве кандидата от Республиканской партии ее местным отделением в Квинсе. Как возникла эта парадоксальная ситуация?
У республиканцев был свой, республиканский кандидат, тоже юрист, Дэниэл Коган, однако так как в городе Нью-Йорке доминируют демократы, его кандидатура «не катила» – на горизонте был верный проигрыш. Поэтому юриста Когана пристроили на должность судьи, а вместо него от республиканцев номинировали харизматичного прореспубликанского – и даже, страшно сказать, протрамповского – демократа Джо Мюррея.
Мюррею 52 года. Он пытается привлечь на свою сторону избирателей, заявляя, что желает бороться против коррупции, в том числе поразившей партийный истеблишмент, что у него «нет друзей» (читай: он ни от кого не зависит) и что партийное руководство демократов ненавидит его как оппортуниста и отщепенца.
Бывший полицейский Мюррей выступает против бесправия полицейских в борьбе с преступниками (при политкорректном мэре Билле Де Блазио это бесправие достигло новых маразматических высот). Он является противником закрытия тюрьмы Райкерс-Айленд и рассредоточения зеков по всему городу Нью-Йорку, где мэрия желает построить четыре тюрьмы меньших размеров, а кого-то просто выпустить на свободу. Мюррей также выступает против легализации проституции.
Его оппонент, Мелинда Кац, занимает по всем этим вопросам противоположные позиции. Большую тюрьму она считает нужным разделить на несколько более мелких (своя тюрьма теперь будет у каждого боро Нью-Йорка, кроме Статен-Айленда). С преступниками, по ее убеждению, надо обращаться гуманно, вести профилактическую работу, практиковать условно-досрочное освобождение и перевоспитание освобожденных. (Замечу от себя: эти благие пожелания были и раньше, но до сих пор никогда не работали). Проституток Кац не считает нужным подвергать аресту и заключению – она говорит, что преследовать надо организаторов проституции.
Захотят ли ньюйоркцы предоставить преступникам и психопатам, которыми кишмя кишит их город, максимально гуманный режим в соответствии с «учением» Де Блазио и Мелинды Кац? Или же они скажут, что им надоело видеть и слышать ежедневные уличные перестрелки и нападения опасных неадекватов на людей в метро и что пусть агрессивные обитатели Райкерс-Айленд остаются там, где они есть, даже если там не самые гуманные условия? День выборов покажет.
Никто о нем не слышал, но он хочет!
В соседнем с Нью-Йорком штате Пенсильвания – своя драма. В Филадельфии – городе с полуторамиллионным населением и преимущественно демократической, как и в Нью-Йорке, ориентацией – состоятся выборы мэра. И впервые за последние 20 лет там появился кандидат-республиканец, который ничего не боится – ни того, что перевес демократов над республиканцами в Филадельфии составляет семь к одному, ни того, что он в этом городе практически никому не известен. Многие избиратели «никогда обо мне не слышали», признает он сам, – ну и что?
Его зовут Билли Чьянкальини. Как и нью-йоркский Мюррей, он адвокат. Но не демократ, а республиканец. Правда, тоже как бы не настоящий: еще совсем недавно, в 2015-м и 2017 годах, Чьянкальини безуспешно баллотировался на должность судьи от Демократической партии, а в 2018-м пытался стать депутатом законодательного собрания штата – тоже от Демпартии. После этой, последней неудачи он перевоплотился в республиканца и теперь проповедует республиканские идеи: он требует отменить статус Филадельфии как «города-убежища» для нелегалов, упразднить налог на сахаросодержащие прохладительные напитки (за счет этого налога власти Филадельфии финансируют детские дошкольные учреждения и городские парки), а также не допустить создания задуманного демократами «контролируемого центра» для наркоманов, где они под наблюдением медперсонала могут употреблять наркотики и получать медицинскую помощь – от передозировки или для отвыкания.
По всем этим трем позициям Чьянкальини неустанно «долбает» своего соперника – действующего мэра-демократа Джима Кенни, который баллотируется на второй четырехлетний срок. Как и в Нью-Йорке, фаворит гонки – кандидат истеблишмента, профессиональный политик. Кенни впервые был избран в горсовет Филадельфии в 1991 году и прозаседал там до 2015-го, когда баллотировался и победил на выборах городского главы.
Мэр Филадельфии не просто демократ, а демократ левого толка, который официально поддержал кандидатуру сенатора Элизабет Уоррен на пост президента США. Само собой разумеется, он является ярым критиком действующего президента Дональда Трампа. Что касается кандидата-аутсайдера Билли Чьянкальини, то он совершенно явно надеется, что «эффект Трампа» сработает в его случае: мол, американцы досыта наелись леволиберальной политкорректности, толерантности и прочей «прогрессивной» чуши, и теперь им нужны такие люди, как он: прямые и консервативные.
Но Филадельфия – большой город, а не медвежий угол, населенный трампистами. Шансы у него нулевые. И аргумент, что шансы Трампа в 2016 году тоже были мизерными, но он победил, тут не работает: в Филадельфии – прямые выборы, без волшебных чудес с Коллегией выборщиков, благодаря которым Трамп был объявлен победителем, хотя Хиллари Клинтон получила в масштабах страны на 2,8 млн голосов больше, чем он.
Полезная информация
Но, пожалуй, не будем больше о курьезах, в День выборов их можно будет увидеть практически везде. Почти в каждом уголке Америки есть что-нибудь такое – какая-то нестандартная ситуация, какой-нибудь абсурдный референдум или же свой «мини-Трамп» – эпатажный кандидат, бросающий вызов всем устоявшимся нормам.
Поговорим о серьезном. Очень много информации о голосовании 5 ноября вы можете найти вот на этом интернет-ресурсе: https://www.usa.gov/election-day. Например, на этом сайте есть ссылка, через которую вы можете, указав свой домашний адрес, узнать, где вам надо голосовать. Однако не надо думать, что Интернет может избавить вас от необходимости личной явки – нет, это может сделать только старая добрая почта с почтальоном. Она поможет вам проголосовать, даже если вы находитесь далеко за пределами США, – надо только заблаговременно взять открепительный талон.
Учтите, что в каждом штате свои правила относительно раннего и дистанционного голосования (см. термины Early Voting, Absentee Voting, Absentee Ballot, Voting by Mail). Узнать о правилах голосования в вашем штате, избирательном округе вы можете через ближайший Election Office (на вышеуказанном веб-сайте можно его легко найти).
Если вам надо впервые зарегистрироваться или перерегистрироваться в качестве избирателя, 38 штатов плюс округ Колумбия позволяют сделать это онлайн, через Интернет. К примеру, Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, Коннектикут, Иллинойс – позволяют. А вот Нью-Джерси, Мичиган и Северная Каролина – нет. А Южная Каролина – да. Такая у нас американская мозаика. У каждого из тех штатов, которые разрешают электронную регистрацию избирателей, есть свой сайт для этой цели. Но можно в упрощенном варианте пойти на централизованный сайт https://vote.gov/ и на нем вписать в окошко свой штат – вас переправят, куда надо.
Если вы не дружите с Интернетом, то можете зарегистрироваться в ближайшем Election Office или Department of Motor Vehicles, явившись туда лично. В некоторых штатах и округах регистрацию избирателей также ведут офисы по оказанию социальной помощи (public assistance offices – учреждения, которые оформляют Медикейд, фудстемпы и т.п.) или вербовочные пункты вооруженных сил (armed forces recruitment centers).
К вопросу о юридической мозаике: не забывайте, что в каждом штате свои правила насчет места голосования (где угодно или только на своем участке) и документов, которые надо предъявлять (где-то требуют удостоверение личности с фото, где-то принимают и без фото – вплоть до счета за электричество).
Хорошего вам Дня выборов!