Дебаты: Уоррен вышла победителем, но уклонилась от вопроса о налогах

Кандидаты Демпартии полемизировали не столько друг с другом, сколько с Трампом

Как ни старался Национальный комитет Демпартии сократить число участников президентских дебатов, в октябре их оказалось больше, чем в сентябре.

Кандидаты Демпартии полемизировали не столько друг с другом, сколько с Трампом

Право выйти на подиум во вторник получили 12 кандидатов. На этот раз, в дополнение к десятерым участникам сентябрьского шоу, пройти квалификацию удалось члену нижней палаты от Гавайев Тулси Габбард и калифорнийскому миллиардеру Тому Стейеру.

Как показали последние опросы, состав первой тройки остался прежним, однако лидеры меняются местами в зависимости от штата, в котором проводится опрос. В Мэне сенатор Элизабет Уоррен опередила бывшего вице-президента Джо Байдена с огромным преимуществом - 31 процент против 19, сенатор Берни Сандерс остался на третьей позиции с 12 процентами, а на четвертом оказался мэр Саут-Бенда, Индиана, Пит Буттиджич с 9 процентами. В Южной Каролине Байден, наоборот, показывает лучший результат - 34 процента, за ним следуют Сандерс с 10 процентами, Уоррен с 9 и сенатор Камала Харрис с 4. В Нью-Йорке Байден и Уоррен идут вровень (21 процент), а догоняют их Сандерс, Буттиджич и Харрис. В Неваде Байден и Сандерс делят первое-второе места, а Уоррен отстает от них на 4 процентных пункта. Наконец, в Нью-Гэмпшире лидирует Уоррен, которой наступает на пятки Байден, а места с третьего по пятое занимают Сандерс, Буттиджич и Харрис.

Совершенно очевидно, что избиратели демократов находятся в некотором замешательстве. Положение Сандерса осложнил недавний инфаркт, а Байдену сильно навредили обвинения в коррупции. Они могут оказаться беспочвенными, но конфликт интересов отрицать сложно: сын вице-президента, прежде не отличавшийся предпринимательскими талантами, воспользовался высоким положением папы, чтобы получить долю в доходном украинском и китайском бизнесе. Американцы этого не любят, как не любят и оправдывающихся кандидатов - это позиция заведомо проигрышная, и политтехнологи Трампа отлично это понимают. Во всяком случае, ясно, что Байден потерял статус бесспорного и недосягаемого лидера.

Главное политическое событие, которое произошло между сентябрьскими и октябрьскими дебатами, - это начало процедуры импичмента в отношении президента. Обсуждением этой темы и открылась дискуссия. Зачем нужен импичмент, когда до выборов остался всего год? Почему бы не доверить избирателям решение судьбы президента? С таким вопросом обратился к участникам модератор Андерсон Купер.

"Потому что иногда бывают вещи больше, чем политика", - ответила Элизабет Уоррен, и остальные с ней, каждый в своем стиле, согласились: Дональд Трамп предает американские ценности и ведет грязную игру против своих оппонентов в ущерб интересам национальной безопасности. Единственным кандидатом, высказавшимся против импичмента, стала Тулси Габбард. Она считает, что импичмент раскалывает страну и играет на руку Трампу: "Если нижняя палата проголосует за импичмент, а Сенат - против отстранения Дональда Трампа, он будет считать себя оправданным, и это лишь углубит раскол, который мы не можем себе позволить". При этом она, однако, считает, что расследовать украинский инцидент надо.

Джо Байдену пришлось отвечать на обвинения в коррупции. "Мой сын не сделал ничего дурного, - заявил он. - Я не сделал ничего дурного". Президент, полагает он, нападает на него, "потому что знает, что если я получу номинацию, я разобью его вдребезги". Когда Байдену напомнили, что ранее в тот же день его сын признал, что совершил ошибку, согласившись занять пост в совете директоров украинской газовой компании, он ответил, что заявление его сына "говорит само за себя" и что он никогда не обсуждал с сыном его бизнес, что сын сам принял решение и что он как отец гордится этим решением, но сфокусироваться нужно не на нем, а на Трампе.

Бурную полемику вызвал вопрос сенатору Уоррен, поставленный ребром: намерена ли она повысить налоги, чтобы реализовать свой план медстраховки для всех? Она ответила длинным монологом, избегая прямого ответа. Модератору пришлось несколько раз прерывать ее, снова и снова спрашивая: да или нет? Но она так и не ответила ни "да", ни "нет". В этом отношении гораздо честнее выглядел Берни Сандерс: он подтверждает, что его план страховки для всех предусматривает рост налогов, но в конечном счете, уверяет он, средний класс выиграет, потому что будет платить меньше по своим медицинским счетам.

Вопрос о том, как ликвидировать все увеличивающийся разрыв в благосостоянии, повлек за собой пространные рассуждения участников, но конкретных предложений было мало. В основном они сводились к повышению налогов на богатых, налоговому кредиту для малоимущих семей (Камала Харрис назвала сумму в 6000 долларов в год) или безусловному базовому доходу для всех без исключения граждан.

В целом участники дебатов больше, охотнее и красноречивее критиковали Трампа, чем друг друга, и их можно понять. Нападая на однопартийцев, можно отобрать у них очки, но у тебя от этого очков может и не прибавиться. В этом коварство многолюдных праймериз в то время, как кандидат от другой партии всего один: любое ослабление оппонентов идет ему на пользу. Тем не менее Элизабет Уоррен впервые пришлось отражать публичную атаку соперников.

Темой, в которой антипатия к Трампу проявилась наиболее ярко, стала внешняя политика, в частности, уход американских войск из северной Сирии. Президента в один голос обвиняли в предательстве союзников-курдов и в том, что он покрыл Америку несмываемым позором. Одна лишь Тулси Габбард по праву ветерана Вооруженных сил и в этом вопросе не согласилась с большинством: по ее мнению, США давно пора прекращать участие в "войнах за смену режима". Она предложила Элизабет Уоррен присоединиться к этому призыву, и та охотно закивала: "Я думаю, нам вообще надо уйти с Ближнего Востока. Не думаю, что нам нужно держать войска на Ближнем Востоке. Но делать это надо по-умному".

Другой фигурой, сплотившей участников дебатов в неприязни к себе, был Владимир Путин. Все дружно пообещали предать огласке все, что Америке известно о коррупции президента России, и заблокировать его банковские счета, а также разговаривать с ним на единственном языке, который он понимает: с позиции силы.

Квалификация для участия в ноябрьских дебатах существенно ужесточена. Кандидат должен получить не менее трех процентов в четырех национальных опросах или пяти процентов в двух опросах, проведенных в штатах, где праймериз состоятся раньше других (Айова, Нью-Гэмпшир, Невада, Южная Каролина), а кроме того, получить пожертвования не менее чем от 165 тысяч доноров. Ожидается, что эти требования сократят число кандидатов до восьми, а то и до шести человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру