Почему Демполитбюро не хочет Байдена 

Чужой среди своих  


По опросам избирателей Джо Байден лидирует в состязании претендентов на Белый дом и мог бы, если бы выборы были сегодня, победить Трампа. Но у руководства партии и либеральной прессы другие планы и ожидания.

Чужой среди своих  


Нелегкая ноша прошлого

Многие американцы считают, что стране нужен период исцеления от скандалов и взаимовраждебности. Не надо революций и крутых поворотов, пусть поостынут страсти и люди вспомнят, что у них одна страна и общие интересы и ценности. Тем более что появились новые огнедышащие политики, которые не хотят считаться с традициями, партдисциплиной и авторитетами, и их агрессивный напор и невежество грозят еще более обострить гражданский конфликт.

Байден напоминает умеренным времена, когда соблюдались правила и жизнь шла без каждодневных сюрпризов. Но Америка столкнулась с новыми вызовами в стране и за рубежом, к которым не подойти со старыми рецептами. И время Обамы, при взгляде на последствия, далеко от идеала: беспросветные войны в провальных попытках демократизации мира, недальновидная политика в отношениях с Ираном, Китаем, Россией и даже с союзниками - Евросоюзом и Израилем, обострение иммиграционного кризиса и расовых отношений, непонимание настроений среднего класса и глубинки. Байден -активный участник и проводник этой политики, хотя в дебатах он пытается от нее отмежеваться. Десятилетия в большой политике оставляют тяжелый багаж.

Есть и совсем простая, но реальная угроза: Трамп его растерзает. Вот для начала: "Байден никогда не был умным. Он был плохой ученик. Его ляпы ужасны. Он тупой. Сонный Джо".

Но есть аргументы в поддержку. У Байдена колоссальный опыт, он сенатор с 1973 года, ему было 29 лет, когда он стал заметным политиком. И, конечно, играет роль сочувствие к Байдену, пережившему много семейных трагедий. Его жена и годовалая дочь погибли в автомобильной катастрофе, серьезно пострадали два сына. Старший сын умер от рака мозга, завещав отцу бороться за президентство.

В отличие от многих однопартийцев, Байден не упрощает природу нынешнего кризиса: "Многие люди остались позади. Мы не уделяли им внимания... Люди сомневаются, проявляем ли мы заботу об их нуждах... Когда правительство не отвечает, избиратели становятся восприимчивыми к демагогии". Он пытается представить себя не как часть истеблишмента, а как выразитель интересов аутсайдеров, обойденных прогрессом и процветанием. Пожалуй, он искренен, но эти же идеи озвучивают более решительно его соперники-однопартийцы.

"Нью-Йорк Таймс" говорит определенно: "Джо Байден участвует, чтобы вернуть страну назад во время до Трампа. Это то, чего хотят демократы?". Вопрос риторический, руководство демократов понимает, что для движения вперед Байден непригоден.

Байден со смирением воспринимает неодобрительное отношение, извиняется, оправдывается. Ему 76 лет, он не отошел от семейных трагедий, устал, речь часто бессвязна... Он вызывает сочувствие, но ведь знал, на что шел.

Список обвинений

Джо Байдену не нужно ждать суда небесного, его прегрешения и ошибки будут выявлены и представлены к ответу судом сограждан. Как только началась его кампания, припомнили, что давал волю рукам без спроса в отношениях с женщинами, может, и не думал плохого, но по нынешним временам грех непростительный, извинения мало помогли. Припомнили поддержку в Сенате при назначении в члены Верховного суда Кларенса Томаса, которого Анита Хилл обвинила в сексуальных домогательствах. Байден заверяет, что может работать с партийными оппонентами, и в качестве примера привел добрые отношения в семидесятые годы с сенаторами-республиканцами, но эти политики были расистами, выступали за сегрегацию. Он участвовал в подготовке более жесткого криминального законодательства, которое привело к массовому тюремному заключению черных.

Сенатор Камала Харрис обвинила Байдена в том, что он возражал против транспортировки школьников в другие районы, чтобы преодолеть сегрегацию в обучении. Идея хорошо звучала, но большинство - и белых, и черных - ее не поддерживали. Даже сегодня, через 65 лет после решения Верховного суда о десегрегации, белые и черные в основном учатся в разных школах и живут в разных районах. Исследования показали, что черные дети не улучшают успеваемость при смешанном обучении, а у белых мотивация снижается. Байден доказывает, что он не был против интеграции, но считал, что это дело местных, а не федеральных властей. Подозрения в расизме сохранились. Байден оправдывается: "Обама не выбрал бы меня, если бы я был расистом", но это малоубедительно для противников.

Одна из проблем Байдена - его оговорки и ляпы, давшие повод для насмешек и пародий. У американцев есть выражение, вполне применимое к Байдену: "Foot in the mouth" - заткнись! Вот какой комплимент он отвеcил Обаме и всем черным: "Первый афроамериканец, кто умеет выражать свои мысли, разумный, опрятный и хорошо выглядит." Он предложил сенатору Чаку Грэхему встать, чтобы его поприветствовали участники митинга, - сенатор был в инвалидной коляске. Из его выступления: "Слово из трех букв: J-o-b-s" - в слове четыре буквы. Интернет полон байденовских анекдотов.

Но самая серьезная проблема Байдена - сын Хантер. Ему скоро 50 лет, были истории с алкоголизмом, наркоманией, семейными скандалами и разводом, судом по поводу алиментов, шокирующей интимной связью с вдовой его старшего брата. Недавно он женился на молодой еврейке из Южной Африки и украсил себя татуировкой на иврите "Шалом".

Проблематично его служебное резюме: банк, инвестиционный фонд, лоббист, зарубежный бизнес; он стал богатым, но, как утверждают критики, благодаря покровительству отца. Хантер стал членом правления "Буризмы", крупнейшей на Украине газовой компании, которая оказалась под следствием за финансовые злоупотребления. Многие чиновники в администрации Обамы говорили об опасности конфликта интересов, но отец и сын не видели проблемы.

В 2013 году Хантер отправился вместе с отцом на встречу с президентом Китая Си Цзиньпином. Он установил связи с китайскими бизнесменами с сомнительной репутацией. После опыта Трампа, у которого раскопали доисторические свидетельства о семейном бизнесе и личных отношениях, отследили каждый шаг и слово, не приходится сомневаться, что и семья Байденов будет подвергнута расследованию под микроскопом. Но у Трампа это было до Белого дома, а у Байдена - за полвека в большой политике.

Я впервые прочитал о деятельности отца и сына на Украине в статьях в Washington Post и в публикациях Э. Лозанского, где он утверждал, что вице-президент активно вмешивался в политику постсоветской страны и требовал от украинских властей убрать генпрокурора, ведущего расследование бизнеса Хантера. Лозанский, крутой республиканец, возлагает на правительство Обамы ответственность за провальную внешнюю политику и кризис в отношениях с Россией. Не приходится надеяться, что он скажет о Байдене что-либо хорошее. Но вот либеральный "Нью-Йоркер" опубликовал большую статью о злоключениях Хантера, связанных с алкоголем, наркотиками, полицией, попытками пройти реабилитацию и о бриллиантах и коллекционных виски за тысячи долларов, которые он получал от зарубежных бизнес-партнеров, оказавшихся под судом. "Подход Байдена - игнорировать деятельность Хантера", - пишет журнал.

Петер Швейцер ("Вreitbart"), автор книги "Клинтонские деньги. Почему иностранные государства и бизнесы помогли Биллу и Хиллари разбогатеть", в новой книге "Тайная империя" представил дела Хантера и его отца за рубежом в духе мировой закулисы. Хантер сказал журналистам, что Трамп намерен приказать Министерству юстиции начать расследование его бизнес-деятельности.

Если Байден будет оставаться на виду, можно ожидать нового спецпрокурора и слушаний в Конгрессе. Цирк может оказаться поярче трамповского.

Golden girls и Golden boys

Вместо Байдена демруководство и либеральный агитпроп продвигают более предпочтительных, прогрессивных кандидатов. Особая доброжелательность проявляется к Камале Харрис. "Таймс" опубликовала статью "Прагматизм, не идеология определяет Харрис" (Оставим в стороне: прагматизм - это идеология, определяющая характер и направленность мышления сторонников.). В чем новизна и отличие подхода Харрис? Отрицание Трампа, ограничение продажи оружия, снижение цен на лекарства и налогов на арендаторов жилья, равная оплата труда мужчин и женщин, помощь меньшинствам и иммигрантам. Кажется, мы это уже слышали, и не раз. Харрис позиционирует себя как более умеренный претендент в сравнении с громогласным социалистом Сандерсом и сокрушителем монополий Уоррен. И в отличие от других черных политиков она не пытается агрессивно разыгрывать расовую карту. Хоть ее и именуют прагматиком, она не свободна от популизма: предлагает триллионные расходы в помощь рядовым гражданам, но откуда взять деньги и как не взорвать бюджет, этим себя не утруждает.

Поскольку для афроамериканцев главный критерий выбора - цвет кожи, можно рассчитывать, что она получит здесь поддержку. Но не безусловную. Кори Букер говорит более агрессивно о расовых проблемах, более узнаваем и понятен в своей общине. Кроме того, немало черных считают, что Обама ничего не изменил, Билл Клинтон сделал для них больше. Но у Харрис преимущество: если окажется кандидатом, по отношению к ней Трамп не сможет использовать свой привычный арсенал, атаковать черную женщину - расизм и мизогиния.

Другой любимец либералов молодой мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич. Он не имеет шансов в нынешней гонке, но его запомнят. Ему симпатизируют молодые профессионалы и сексуальные меньшинства, все более активно требующие больше прав и влияния на общественную жизнь. Он пытается понравиться цветным, говорит, что "расовое неравенство должно быть преодолено в наше время, или оно взорвет американский проект".

Пит блестяще образован - Гарвард, Оксфорд, почти полиглот, хороший оратор, служил в армии в Афганистане. Он обещает надежду и спокойствие. В большой политике у него нет опыта, но он работал в избирательных кампаниях в поддержку Керри и Обамы, пытался стать во главе Демократического национального комитета. Актив Пита не столько опыт и идеи, сколько имидж молодого, энергичного, современно мыслящего политика. Демпартия все более снижает интеллектуальный уровень, сегодня ее облик - это уже не Пелоси и Шумер, а одичавшие фурии Омар, Тлаиб, Пресли, Кортес, таких будет еще больше, и Пит на этом фоне спаситель цивилизации.

Совсем недавно у демократов были Клинтон, Гор, Либерман, Обама, Хиллари, как к ним ни относиться, все не без колорита; но когда смотришь на нынешних, очевидно, что деградация идет на глазах. Исключение - Уоррен, но на 20-долларовые пожертвования борьбу не выиграешь, а для больших спонсоров обеих партий она классовый враг. Ей не откажешь в логике и знаниях, но ни Швеция, ни Канада не модели для Америки, а она хочет пойти еще дальше. Ее остановят при любых условиях.

У президента Трампа много проблем и неприятностей, но парад его потенциальных соперников дает ему повод для лучшего настроения. Он мог бы поумерить нападки на них, они себя показали во всей беспомощности и неадекватности условиям и времени и без его твитов.

Новости региона

Все новости