Иран - США: новый раунд санкций

Иран на прошлой неделе сбил американский разведывательный беспилотник. Об этом заявил Корпус стражей Исламской революции, признанный в Вашингтоне террористической организацией. Это был своего рода смотр ПВО Ирана, полагают аналитики, дескать, США, не питайте иллюзий насчет быстрой победоносной войны с нами.

Иран - США: новый раунд санкций

Согласно информации иранцев, дрон вторгся в воздушное пространство страны и был подбит над южной провинцией Хормозган. Потерю разведывательного дрона признали в Пентагоне, но там сообщили, что в момент гибели он находился над нейтральными водами. В Минобороны назвали тип утраченного аппарата – это был принадлежащий ВМФ разведывательный MQ-4C "Тритон". Его стоимость составляет $130 млн, так что потеря болезненная. Для сравнения: дрон серии MQ-9 Reaper, cбитый в начале месяца над Йеменом, стоит только $15 млн. Американские и израильские военные не скрывают тревоги по поводу возможной передачи иранских ракет «земля-воздух» Сирии, «Хизбалле» или ХАМАСу.

Инцидент произошёл на фоне крайней напряжённости в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном. Вашингтон обвиняет Тегеран в атаках на нефтяные танкеры в Оманском заливе и других враждебных действиях. С тревогой отмечается намерение Ирана превысить установленный ядерной сделкой от 2015 г. лимит на запасы обогащенного урана, а не вступить с США в переговоры о новом соглашении, как предлагает Трамп. В регион направляются еще 2,5 тыс. американских военнослужащих. Президент, комментируя в «Твиттере» ситуацию со сбитым дроном, написал изначально: «Иран жестоко просчитался». Однако буквально через несколько часов президент пересмотрел свое мнение, заявив: «Мне трудно поверить, что это был преднамеренный шаг, а не ошибка. В случае сбитого пилотируемого самолета моя реакция была бы совершенно иной».

По следам происшествия цены на нефть подскочили более чем на 2 процента. В Белом доме, по оценке ряда аналитиков, опасаются, что дальнейшая эскалация напряженности приведет к еще большему скачку стоимости топлива, причем в разгар сезона отпусков. Трампу, делающему ставку в своей предвыборной кампании на экономику, это якобы совсем не нужно.

Минобороны между тем выставило напоказ осколки магнитной мины, задействованной в атаках на танкеры. Как было отмечено, точно такие же боеприпасы Иран поставляет мятежникам-хути в Йемене. Публичная демонстрация Пентагоном причастности Ирана к диверсии должна насторожить аятолл. Мало того, в мае во время внепланового визита госсекретаря Помпео в Багдад он через иракцев передал Тегерану предупреждение, что смерть даже одного американского солдата вследствие иранского теракта повлечет за собой силовые контрмеры. Причем акты возмездия не замкнутся на ликвидации конкретной цели, где была спланирована смертоносная вылазка, а выльются, например, в уничтожение электростанции или нефтяного терминала в Иране.

Сверхзадача, стоящая перед Вашингтоном, это предотвратить создание Ираном ядерного оружия, поэтому режим должен чувствовать ледяное дыхание американцев по всему военно-дипломатическому периметру, а не только на ядерном его участке.

Если верить The Washington Post, «голуби» в Вашингтоне гнездятся сегодня именно в Минобороны, которое хочет завершить миссию против остатков ИГИЛ в Сирии и Ираке и не связываться с Ираном. Дабы не отвлекаться от своей первейшей миссии - противодействия Китаю и России. Минобороны обеспокоено тем, что, оставшись без головы, и.о. Патрика Шэнахэна, оно проиграет в межведомственных интригах «ястребам» в Белом доме и Госдепартаменте, настроенным на конфронтацию с Тегераном. Пентагон считает, что быстрая и малокровная победа в войне с Ираном невозможна.

Демократы настаивают, что Конгресс должен санкционировать любые боевые действия против Ирана. В администрации зреет мнение, что такая санкция у президента уже есть. Это резолюция Конгресса от 2001 г., уполномочивающая главнокомандующего вести войну с террористами и их пособниками, а Иран как раз, по сведениям разведки, давно споспешествует и «Аль-Каиде», и Талибану. Перепуганные демократы, воспользовавшись своим большинством в Палате представителей, тут же приняли резолюцию, аннулирующую санкцию 2001 г., но эта резолюция не пройдет Сенат.

Поздно вечером в минувший четверг президент Трамп отменил собственное решение, принятое утром того же дня, об осуществлении силовых акций против Ирана в ответ на уничтожение американского беспилотника.

Как пишет The New York Times, ссылаясь на высокопоставленного представителя Белого дома, операция возмездия уже вступила в стадию реализации: боевые корабли выдвинулись на огневые рубежи и самолеты находились в воздухе, направляясь к своим целям. Удары должны были быть нанесены в предрассветные часы, чтобы минимизировать потери среди гражданского населения и военного персонала Ирана. В этот момент командование было оповещено, что операция отменяется - по крайней мере, на время.

В качестве мишеней, отмечает NYT, были выбраны радиолокационные станции и ракетные батареи в Иране. Газета не берется объяснять, почему Трамп отступил от своего решения, возможно, на то были сугубо военно-технические причины, либо было сочтено, что момент является неподходящим со стратегической точки зрения. Источник газеты не исключает, что администрация может вернуться к силовому сценарию.

Согласно одной из версий, Трамп как будто бы поинтересовался, какие будут потери Ирана в результате нанесения запланированных ударов. Ему ответили: приблизительно 150 человек. «Это непропорционально много относительно того урона, который мы понесли», якобы сказал президент. Иными словами, человеческие жизни, даром что иранские, дороже американского беспилотника.

Мнения в Конгрессе относительно оптимального ответа на уничтожение Ираном летательного аппарата разделились по партийному признаку: республиканцы ратуют за силовую акцию, демократы предостерегают, что при этом сценарии Белый дом может утратить контроль над ситуацией и допустить ее сползание к полномасштабной войне.

Сенатор-демократ Элизабет Уоррен, вступившая в президентскую гонку, напомнила, что Дональд Трамп, баллотируясь в президенты в 2016 г., обещал положить конец участию США в уже ведущихся войнах на Ближнем Востоке и не ввязываться в новые вооруженные конфликты в регионе. «Нет никакого резона допускать эскалацию напряженности, и нам следут сделать шаг назад от края пропасти», - заявила Уоррен.

В воскресенье The Washington Post первая сообщила, что акт возмездия за уничтожение дрона был осуществлен несколькими днями ранее в виде массированного кибернападения на центр управления ракетными комплексами, находящимися в ведении Корпуса стражей исламской революции Ирана.

P.S. Через несколько дней после того, как Соединенные Штаты и Иран едва избежали вооруженного столкновения, администрация Трампа объявила о стремлении к диалогу с Тегераном.

На вопрос, оговорен ли диалог какими-либо предварительными условиями, Дональд Трамп ответил “нет, по крайней мере, с нашей стороны“. Вместе с тем в обширном интервью телеканалу NBC News президент вновь выразил надежду на то, что повестка переговоров будет включать ядерную проблематику.

«При желании с их стороны мы сможем договориться очень быстро, - сказал Трамп. - То есть, если Иран снова хочет стать процветающей страной».

В том же ключе высказался государственный секретарь Майк Помпео, отправляющийся в поездку на Ближний Восток. «Как только Иран проявит интерес к завязыванию контактов, мы предпримем встречные шаги», - заметил шеф американской дипломатии. Госсекретарь посещает Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, чтобы удостовериться в «сходстве стратегических подходов союзников» к проблемам региона.

В то же время вице-президент Майк Пенс в интервью CNN занял более жесткую позицию: «Ирану необходимо осознать, что мы не позволим ему обзавестись ядерным оружием или, как в прошлом, чинить кровопролитие на Ближнем Востоке».

Наряду с примирительными заявлениями в адрес Тегерана Дональд Трамп, как и обещал, ввел в понедельник новые санкции против иранского режима в ответ на его агрессивную политику, от уничтожения ЛА до подрыва нефтетанкеров и спонсорства терроризма. Предусмотрено, в частности, замораживание хранящихся в США «многомиллиардных активов», принадлежащих верховному вождю аятолле Али Хаменеи и его ближайшему окружению, включая министра иностранных дел Джавада Зарифа.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости