Что будет, если Китай единовременно продаст крупный блок американских гособлигаций

Китай владеет сегодня гособлигациями США примерно на $1 трлн. Представляют ли они собой потенциальное оружие в торговой войне с Америкой? Потенциально да, но игры с бонами — обоюдоострый меч, и в Пекине это отлично понимают.

Что будет, если Китай единовременно продаст крупный блок американских гособлигаций

Что если Китай единовременно продаст крупный блок обязательств американского казначейства, которые оборачиваются на рынке ровно так же, как обыкновенные акции? Цена этих бонов понизится, процент по ним возрастет. И вот почему. Скажем, облигация на сумму $1 тыс. приносит 5% годовых, это в абсолютном выражении $50. Если цена на инструмент падает, предположим, до $800, что неминуемо произойдет при одномоментном выставлении на продажу большого их пакета, то эти $50 составят уже 6,25% от новой стоимости ценной бумаги.

Итак, процент по гособлигациям увеличился. Не будем забывать, что этот процент не просто один рядовой показатель среди многих, это ключевая ставка, влияющая на стоимость потребительского кредита и бизнес-кредита в масштабах всей экономики. Что происходит с деловой активностью, когда эти категории кредита дорожают? Активность замедляется, физические и юридические лица сокращают свои расходы, безработица увеличивается, уменьшается предсказуемость инвестиционных решений.

Если нахрапистая эксплуатация Трампом тарифного оружия представляет собой принципиальный разрыв с послевоенной мировой торговой практикой, то сброс Китаем большого пакета американских гособлигаций явится ничуть не меньшим отступлением от названной традиции.

Впрочем, китайцы умеют считать. Когда захотят. Глобальная рецессия ударит болезненно по их собственному экспорту. И по их фондовым площадкам. Причем в дополнение к трамповским пошлинам. Помимо того, непроданная китайцами часть американских бонов обесценится вместе с проданным пакетом.

Поступать по-русски, в ответ на экономические санкции «бомбить Воронеж», то есть действовать во вред себе, Китай вряд ли станет. Удержать его от радикальных мер может и второй сценарий, прямо противоположный вышеизложенному: распродажа американских бонов не приводит к рецессии, а вообще не имеет видимых последствий. Темпы роста в КНР затухают, сегодня это уже не 10%, а только 6%, в нынешнем году они могут опуститься до 4,5%, в течение десятилетия — до 1-2 процентов. Профицит Китая по статье текущих операций внешнеторгового баланса скудеет на глазах, это означает сброс оборотов, которыми он прежде наращивал свои долларовые резервы. Чем меньше у КНР долларов, тем меньше она может тратить на приобретение бонов в США. Однако общий спрос на бумаги остается высоким и процент в силу этого — исторически низким. Сегодня облигация казначейства со сроком погашения 10 лет имеет процентный купон ниже 2,5%. Это как раз тот случай, когда не ты работаешь на репутацию, а репутация работает на тебя: в условиях политико-экономической нестабильности в мире американские боны считаются надежным средством размещения свободного капитала, инвесторы уверены, что государство в США не обанкротится и исправно рассчитается по своим обязательствам.

«Массовая распродажа Китаем американских бонов будет тождественна объявлению войны не только Америке, но и всему миру, в том числе самому себе. Это сценарий маловероятный. Китаю нужно спокойствие, чтобы понять, как развиваться впредь, - констатирует редактор влиятельного журнала The International Economy Дэвид Смик. - Делать это, как в прошлом, за счет безудержных заимствований невозможно. Долги одних только китайских предприятий, занятых в сфере материального производства, помимо банков, подскочили с 2005 г. по 2018 г. со 112% ВВП до 152%. Дальше знак СТОП».

США и Китай — как соседи-итальянцы: им сложно вместе и невыносимо по отдельности.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости