"Сделка века": чем Трамп хочет соблазнить палестинцев

Интервью с Даниэлем Пайпсом

В конце июня Белый дом огласит экономическую часть своего мирного плана по Ближнему Востоку. Причем сделает это не в Вашингтоне, а в Бахрейне. Поближе, так сказать, к предполагаемым источникам финансирования режима вожделенного мирного сосуществования евреев и палестинцев. Трамп как бизнесмен предпочитает начинать с денег.

Интервью с Даниэлем Пайпсом

Политическая часть плана будет представлена позже. И, вероятно, только в том случае, если палестинцы благожелательно воспримут намерение Трампа купить их согласие на мир с Израилем. Судя по первой реакции палестинцев, они отказываются быть купленными. Однако посол Трампа по особым поручениям, его зять Джаред Кушнер, продолжает заявлять, что «конфликт дедов лишает нормального будущего их внуков». У Палестины, полагает Кушнер, есть замечательные образцы для подражания в смысле экономического прогресса — Япония, Южная Корея, Сингапур, Польша.

Видный американский арабист Даниэль Пайпс посвятил много времени изучению перспектив замирения израильтян и их соседей на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Доктор Пайпс любезно согласился ответить на несколько вопросов «ВНС».

- Почему Белый дом назвал свой план «Сделкой века»? Чтобы потрафить тщеславию Трампа?

- Да, потому, что Трамп считает себя сверхклассным переговорщиком. Помимо того он, как и все его предшественники на посту президента за последние полвека, полон желания распутать сложнейший дипломатический клубок, который представляет собой палестино-израильский конфликт.

- Чем вызваны бесконечные отсрочки с запуском мирной инициативы?

- Количество участников замышляемой сделки огромно, необходимо учесть как можно больше пожеланий каждого из них. И выбор точного времени запуска тоже сопряжен со сложностями. Это надо было делать после выборов в Израиле. И перед президентскими выборами в Америке.

- Что побудило администрацию начать с экономической составляющей мирного плана?

- Первоочередность экономической составляющей объясняется тем, что многие в Америке, включая, видимо, самого Трампа, разделяют мнение, высказанное Шимоном Пересом еще лет тридцать назад, что палестинцев можно отвлечь от их национальных устремлений, посулив им самим модные автомобили, а их детям — хорошие школы.

- Количество денег, которое, предположительно, получат палестинцы, действительно беспрецедентно?

- Если можно верить утечкам, да, беспрецедентно. Около $10 тыс. на каждого жителя Западного берега и Газы.

- И этого достаточно, чтобы соблазнить президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса?

- Никоим образом. Палестинцы уже многократно демонстрировали, что для них политические цели важнее материальных соображений.

- Говоря о деньгах. Поступает информация, что Иран после восстановления американских санкций урезал финансирование «Хизбаллы», своего союзника в Ливане. Может, он также урежет финансирование ХАМАСа и тем самым усилит значение денежного фактора в расчетах палестинцев?

- Нет, у меня другая информация: что финансовые трудности испытывает как раз Палестинская автономия на Западном берегу, а не хамасовское руководство Газы.

- В более широком плане, можно ли сказать, что нынешняя международная обстановка благоприятствует палестино-израильскому урегулированию?

- Я не вижу никаких признаков этого. Как заметил известный израильский политолог Эфраим Инбар, его соотечественники все больше расценивают палестинцев как источник долговременного раздражения. И не больше. С которым они вполне могут совладать, особо не перенапрягаясь. Неодолимой внутренней потребности к миру с палестинцами у израильтян нет. Палестинское руководство, в свою очередь, проявляет решительнейшее нежелание замиряться с евреями. В этом они такие же фанатики, каким был почти столетие назад исламский союзник Гитлера, муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни.

- Что должно произойти, чтобы палестинцы сели за стол переговоров с подлинным желанием договориться с Израилем?

- Для этого они должны сначала потерпеть сокрушительное поражение на всех фронтах, чтобы понять окончательно и бесповоротно, что их заветная мечта об уничтожении еврейского государства нереализуема и что они должны примириться с реальностью сосуществования рядом с ними евреев. Причем как равноправных партнеров, а не в качестве презренного меньшинства, которым иудеи были исторически при арабских калифах и османских султанах. Это была бы великая победа Израиля и Америки, и именно на нее, с моей точки зрения, обязана ориентироваться политика Иерусалима и Вашингтона.

- Вы исходите из предположения, что для палестинцев сохранение статус-кво предпочтительнее любой другой реальной альтернативы?

- Подавляющее большинство палестинцев, около 80 процентов, по моим подсчетам, желают, чтобы их руководство и дальше следовало курсом на уничтожение Израиля.

- Что произойдет в случае краха трамповского плана? Как Израиль и ООП расценивают свои шансы на успех при продолжении конфронтации?

- Я уверен, что обе стороны были бы счастливы, если бы этого плана вообще не было. В Святой земле помнят предписание Торы «не полагаться на знатных, на сына человеческого, в котором нет спасения».

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости