Бюджетный кризис в Соединенных Штатах преодолен, но надолго ли?

Президент Трамп поставил в пятницу вечером свою подпись под совместной резолюцией обеих палат Конгресса, ознаменовавшей соглашение между демократами и республиканцами о возобновлении работы всех государственных ведомств, но только сроком на три недели, до 15 февраля. В течение этого времени должны продолжиться переговоры о долгосрочном урегулировании ситуации на южной границе США с Мексикой.

Примерно четверть всех федеральных учреждений и около трети служащих федерального правительства работали без зарплаты или находились в неоплаченном отпуске на протяжении 35 дней. Это рекорд по продолжительности partial shutdown, как принято называть частичную приостановку деятельности госучреждений.

Ведущие издания сходятся во мнении, что Трамп проиграл, по крайней мере, на сегодняшний день: он не выторговал у демократов ни цента на строительство пограничной стены, которую объявил непременным условием разрешения проблемы незаконной миграции. И ради которой, собственно говоря, и пошел на конфронтацию с демократами, заявив, что не подпишет недостающие бюджетные резолюции, если не получит $5,7 млрд на стену. Даже отчаянные сторонники Трампа называют его «слабаком» и сравнивают с Бушем-старшим, который глубоко разочаровал свой электорат, отступив от ключевого предвыборного обещания не повышать налоги. Судя по опросам, многие американцы проголосовали за Трампа в 2016 г. в первую очередь потому, что поверили его клятвенному заверению воздвигнуть непроницаемый редут на мексиканской границе.

У однопартийцев Трампа в Конгрессе, похоже, не было иного выбора, как согласиться на временный мир с демократами: у последних с 1 января есть большинство в нижней палате, а у республиканцев нет двух третей голосов в Сенате, необходимых при утвердждении бюджетных законопроектов. Спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси и лидеру меньшинства в верхней палате Чаку Шумеру удалось сохранить единство рядов оппозиции, чего не скажешь об их соперниках, испытывавших разлад и шатание в своем лагере. (Именно Шумер от имени партии вел увенчавшиеся успехом переговоры с лидером большинства Митчем Макконнеллом.) Надеяться республиканцам было не на что, основная вина за патовую ситуацию вокруг бюджета и shutdown на настоящий момент ложилась на них. Как ни крути, а огромное большинство госслужащих по партийной принадлежности демократы. Поэтому все больше и больше авиадиспетчеров, обслуживающих ключевой северо-восточный коридор - Бостон, Нью-Йорк, Балтимор, Вашингтон, Майами, - брали больничный и не выходили на работу, равно как и их коллеги в Налоговом управлении, что было чревато риском замедления обработки налоговых деклараций и возврата миллионам граждан излишне внесенных сумм налога; директор ФБР, трамповский назначенец, тоже открыто возмущался тем, что его сотрудники  «сосут лапу».

Объявляя о решении вновь запустить простаивающие госучреждения, Трамп попытался сделать хорошую мину при плохой игре. Как было отмечено, если к условленному сроку в феврале соглашение по стене не состоится, глава государства вновь бросит вызов демократам, и не исключено, что даже введет чрезвычайное положение, чтобы вообще обойти Конгресс и начать самолично передвигать средства между статьями бюджета. Подобная угроза озвучивалась Белым домом и на сей раз. Конституционность такого рода меры дискуссионна, но суть вопроса, по большому счету, вообще не правовая, а политическая: многие республиканцы боятся создавать прецедент, предоставляющий главе исполнительной власти часть прерогатив власти законодательной в ситуации несомненно сложной, но явным образом не кризисной: что если будущий президент-демократ возьмет да и введет чрезвычайное положение в ответ, скажем, на не катастрофическое глобальное потепление? - задаются вопросом представители истеблишмента GOP.

Согласно оценке The New York Times, президент фактически капитулировал в момент, когда признал, что «нам не нужна бетонная стена на всем протяжении границы в 3500 километров» или что «решение проблемы безопасности границы не сводится только к физическому заграждению, а включает также беспилотники и электронные устройства». Так что у Трампа при желании есть спасительная формула, он может заявить, что демократы приняли его требование по стене, «пусть не в грубо материальной, а в виртуальной форме».

Впрочем, на уступки пошли не только республиканцы. Демократы, со своей стороны, согласились увеличить финансирование на разнообразные мероприятия по усилению погранконтроля (за исключением стены), а также признали, как минимум на словах, серьезность проблемы незаконной миграции и необходимость с нею бороться.

Соглашение расчищает путь к выступлению Трампа в Палате представителей с докладом о «положении страны», которое было отложено из-за shutdown. Выступление состоится 5 февраля. 

В Белом доме объявили, что задолженность по зарплатам федеральным служащим будет погашена в полном объеме в считанные дни. Но shutdown в материальном плане не пройдет бесследно, многие фирмы, работающие по контракту с государством, не получат стопроцентного возмещения за вынужденный простой. По авторитетным подсчетам, экономика США за 35 дней shutdown потеряла не менее $6 млрд, что почти на полмиллиона больше, чем глава государства запрашивал на свой «бетонно-стальной» барьер. По данным некоторых источников, сумма ущерба экономике гораздо больше - $11 млрд.

Новости региона

Все новости