Судный день генерала Флинна

Вынесение приговора отложено

Бывший директор ФБР Джеймс Коми в понедельник второй раз за последний месяц давал показания двум комитетам нижней палаты. Слушание проходило при закрытых дверях, и о происходившем там известно только со слов самого Коми.

Вынесение приговора отложено

По его словам, конгрессмены-республиканцы зациклились на деле Хиллари Клинтон, якобы неправомерно закрытом ФБР, и на происхождении досье Кристофера Стила, в котором бывший сотрудник MI6 при помощи агентурных источников рассказал много интересного о предвыборном сговоре Кремля и Трампа.

Что касается дела об электронной переписке Хиллари Клинтон (она будто бы посылала секретные документы через свой личный незащищенный почтовый сервер), то это обвинение несостоятельно. Коми как раз возобновил расследование в октябре 2016 года, за считанные дни до выборов, когда ее переписка обнаружилась в гаджетах, изъятых по другому делу, чем навлек на себя яростную критику сторонников Клинтон. Они обвиняли директора ФБР в том, что именно он своим решением предопределил поражение Хиллари. Кандидат Трамп обещал, если будет избран, упечь Клинтон за решетку, слоган «упеки ее» звучал и на национальном съезде республиканцев, и на каждом предвыборном ралли Трампа. Однако до сих пор минюст так и не нашел оснований сделать это.

Что касается досье Стила, то законодателям только что преподнес подарок вашингтонский журналист-расследователь Майкл Изикофф, одним из первых опубликовавший извлечения из него, который теперь говорит, что наиболее сенсационные эпизоды досье невозможно подтвердить и они, скорее всего, фальшивка. Президент по этому поводу разразился в «Твиттере» тремя записями, в которых благодарит журналиста «за честность». Изикофф и Трамп забыли упомянуть, что другие эпизоды подтвердились, в том числе в виде письменных признаний фигурантов дела, которое расследует спецпрокурор Мюллер. Это, в частности, относится к основаниям, по которым был получен судебный ордер, санкционировавший наблюдение за ними. Республиканцы в Конгрессе пошли по 25-му кругу, исследуя все те же «доказательства» незаконности ордеров.

Между тем один из обвиняемых в сговоре, бывший советник Трампа по национальной безопасности генерал Майкл Флинн во вторник предстал перед судом, который должен был вынести ему приговор, однако не вынес. В последний момент стороны вступили в неожиданный спор. Флинн еще год назад признал свою вину в том, что обманул агентов ФБР, которые расспрашивали генерала о его контактах с тогдашним российским послом в Вашингтоне Сергеем Кисляком. Генерал сделал это под угрозой более тяжких обвинений, в том числе против его сына. Частью судебной сделки было обязательство сотрудничать со следствием, причем по трем разным делам. Флинн исправно давал показания, о чем спецпрокурор Мюллер и проинформировал суд – добросовестность и правдивость показаний имеет значение при вынесении приговора.

Мюллер сообщил суду, что реальный тюремный срок был бы чрезмерным наказанием. Казалось бы, это должно было полностью устроить адвокатов, но они то ли перестарались, то ли решили подыграть Трампу. В своем ходатайстве о смягчении приговора они пишут, что агенты ФБР не соблюли процедуру: не попросили генерала пригласить адвоката, не предупредили его о том, что дача ложных показаний ФБР – уголовное преступление. Этот документ дал основания Wall Street Journal утверждать, что генерала «заманили в ловушку», а Трампу – что «ФБР решило, что он не лгал». Мюллер ответил на эти выпады сердитой бумагой, в которой пишет, что генерал – не ребенок, которого нужно предупреждать об ответственности за дачу ложных показаний, а от адвоката отказался он сам. Вслед за этими документами был предан гласности отчет агентов о беседе с Флинном. Большие фрагменты текста в нем, правда, вымараны по соображениям секретности – и, как нарочно, самые интересные.

Во всем этом есть некоторая странность. В своем отчете агенты действительно пишут, что у них создалось «впечатление, что Флинн не лжет или не думает, что лжет». Это удивительно, ведь у ФБР были транскрипты всех разговоров генерала с Кисляком, более того: желая освежить память генерала, они текстуально цитировали ему эту расшифровку. Еще удивительнее то, что и после этого генерал продолжал настаивать на своей версии.

Судья Эммет Салливан остался крайне недоволен разногласиями обвинения и защиты. Он назвал преступления генерала «отвратительными» и отложил вынесение приговора, чтобы разобраться в путанице. Похоже, адвокаты Флинна просчитались. Некоторые эксперты, глядя на сердитого судью, пришли к выводу, что условным сроком генерал может и не отделаться.     

Новости региона

Все новости