Род Розенстайн повис на волоске

Куратор Рашагейта предложил свою отставку

«Род Розенстайн должен быть уволен сегодня же», - написала обозреватель Fox News Лора Ингрэм в «Твиттере» в пятницу – день, когда New York Times опубликовала статью о том, что первый замминистра юстиции предлагал коллегам воспользоваться 25-й поправкой к Конституции и с этой целью был готов надеть на себя скрытый микрофон.

Куратор Рашагейта предложил свою отставку
Род Розенстайн

25-я поправка предусматривает возможность принудительного отстранения президента от должности по причине его неспособности осуществлять свои полномочия. Эту неспособность должны признать вице-президент и большинство членов кабинета. Розенстайн якобы высказывал такое предложение весной прошлого года.

«Ни при каких обстоятельствах президент не должен никого увольнять», - сказал в тот же вечер в прямом эфире другой обозреватель Fox News, Шон Хэннити.

Президент подписан на твиты Лоры Ингрэм (для пущей верности она снабдила свою запись соответствующим тэгом) и постоянно смотрит шоу Хэннити.

Род Розенстайн давно навлекает на себя гнев президента. После того, как министр Джефф Сэшнс самоустранился от надзора за расследованием возможного сговора предвыборного штаба кандидата Трампа с Кремлем, эта функция перешла к его первому заместителю. Именно Розенстайн назначил специального прокурора, выбрал для этой цели Роберта Мюллера и выписал ему предельно широкий мандат, позволивший осудить бывшего руководителя этого штаба Пола Манафорта по статьям, не имеющим прямого отношения к предмету расследования. Президент рвал и метал. Он злился на самоотвод Сэшнса, публично заявлял, что у него нет министра юстиции, и призывал минюст (а значит, Розенстайна) прекратить «фальшивую охоту на ведьм» за отсутствием состава преступления. Его бесило, что по закону он не может ни приказать закрыть дело, ни уволить Мюллера, а Розенстайн на его призывы не реагирует.

И вот представился удобный случай. Сначала в NYT появилась колонка анонимного «старшего должностного лица администрации», сообщившего американцам о наличии в окружении президента «внутреннего сопротивления» и напомнившего о существовании 25-й поправки, а затем появилась статья о Розенстайне, который легко ассоциировался с автором колонки.

Розенстайн ответил опровержением: «Статья NYT неточна и не соответствует фактам. Я больше не буду комментировать публикацию, основанную на информации анонимных источников, которые явно предубеждены против министерства и преследуют свои собственные цели. Однако хочу ясно заявить: на основании опыта своей работы с президентом я не вижу никакой причины прибегать к 25-й поправке».

BBC со ссылкой на собственные источники сообщила, что Розенстайн действительно говорил на совещании и про поправку, и про тайную запись президента, но делал это «саркастически», в качестве шутки.

Шон Хэннити советовал президенту ни в коем случае не увольнять Розенстайна не потому, что считает этот шаг неправильным, а потому, что считает его невыгодным для президента – в данный момент. Увольнение должностного лица, отвечающего за расследование Рашагейта, создаст впечатление, что президент препятствует правосудию, и создаст негативный фон для ноябрьских выборов. Ситуация слишком напоминала бы 1973 год, когда президент Никсон уволил сначала министра юстиции, а потом и его первого зама за их отказ уволить спецпрокурора, расследовавшего Уотергейт. Видимо, Хэннити объяснил эти резоны Лоре Ингрэм – в субботу утром она удалила свой твит.

Тем временем президент отбыл в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН, и Розенстайн смог поговорить с ним только по телефону. Президент отложил решение до личной встречи с ним в четверг. Тем не менее в понедельник Розенстайн отправился в Белый дом будто бы с прошением об отставке (прекрасно зная, что президента там нет). Его принял шеф аппарата Белого дома Джон Келли. Пресс-служба опубликовала заявление о том, что Род Розенстайн остается на своем посту впредь до возвращения президента. Президент в Нью-Йорке сказал то же самое: «Мы разберемся, что происходит».

В тот же день Лора Ингрэм объяснила, почему она удалила свой твит: по ее мнению, Розенстайн панически боится рассекречивания документов, которые якобы доказывают, что он не имел никаких законных оснований на контроль коммуникаций одного из советников кандидата Трампа. Сначала он «каким-то образом» уломал президента не рассекречивать бумаги сразу, а сначала позволить ознакомиться с ними генеральному инспектору минюста. А теперь решил уйти в отставку по собственному желанию. Нет, его надо уличить и выгнать с позором, а может быть, и судить. Таков план Лоры Ингрэм, которая в свое время значилась в списке кандидатур на должность пресс-секретаря Белого дома.

Наконец, в лагере трампистов имеется подозрение, что NYT нарочно инспирировала кризис, чтобы спровоцировать президента на действия, содержащие признаки препятствования правосудию.

Все эти соображения, без сомнения, уже стали предметом бурной дискуссии в аппарате Белого дома. К кому прислушается президент, мы узнаем в ближайшее время.      

Новости региона

Все новости