Американо-китайское соперничество запущено официально

Известный советско-американский социолог Владимир Э. Шляпентох любил рассказывать историю про то, как 28 июня 1948 г. ему позвонил близкий друг и сказал: «Володька, началось!». В тот день стало известно об изгнании Югославии из Коминформа и окончательном разладе Сталина и Тито. А началось то, что оба молодых человека, преодолев господствовавшую идеологию, предсказывали в течение предшествовавших года-полутора: раскол в «монолитном» лагере социализма.

О состоявшейся недавно в Аспене, Колорадо, престижной военно-политической конференции тоже можно сказать: «Началось!». А именно — открытые разговоры на высоком уровне о том, что основным противником США на нынешнем этапе и на обозримую перспективу является Китай. Совпадение разговоров про Китай с попытками Трампа наладить диалог с Путиным нельзя признать случайным.

«Китай ведет против нас кампанию такого масштаба, что ее единственной целью может быть только глобальное ослабление влияния Америки и стремление сменить ее в качестве ведущей мировой державы, - заявил на конференции высокопоставленный сотрудник ЦРУ Майкл Коллинс. - Китай в этой кампании не гнушается никакими средствами, кроме прямых вооруженных столкновений. Этого он не хочет». А хочет, чтобы любая страна, определяя свою позицию по тому или иному внешнеполитическому вопросу, «учитывала прежде всего пожелания Китая, нежели Соединенных Штатов».

Необходимым условием долгосрочной конфронтации с США является последовательность внешнеполитического курса, и в кадровом смысле ее лучше всего гарантировать отказом от принципа сменяемости высшего руководителя страны. Что Си Цзиньпин и сделал на мартовском заседании Всекитайского собрания народных представителей, похоронив завет Ден Сяопина, запрещавший председателю КНР занимать свой пост более двух пятилетних сроков. Заслоны, воздвигнутые в 1982 г. на пути восстановления тирании, сметены. Помимо всего прочего, мысли Си вписаны ныне в конституцию Китая. А мысли эти не миролюбивые. «Угрозы, которые несет нам Россия, бледнеют по сравнению с опасностями, исходящими от Китая», - подчеркнул Коллинс.

В том же ключе высказывался директор ФБР Кристофер Рей. «Китай для нашей контрразведки — вызов номер один. Шпионаж, который ведет против нас Пекин, всеобъемлющ, он охватывает все сферы от военной до культурной и весь шпионский инструментарий от людского до кибернетического».

Глава разведывательного сообщества Дэн Коутс заявил: «Мы должны определить, кто такой Китай: враг или конкурент». Но какой бы Америка ни сделала выбор, Коутс не намерен и далее терпеть кражу Китаем американских коммерческих секретов и научных достижений. Здесь он проводит «красную черту».

Другой докладчик на конференции в Аспене, бывший замминистра обороны Марсель Леттр привел следующую статистику: «У Китая сегодня второй по величине военный бюджет в мире; крупнейшие сухопутные силы; третьи по силе ВВС, флот в составе 300 кораблей и более чем 60 подводных лодок. Все эти средства ныне модернизируются с прицелом на нейтрализацию военно-технических новаций Америки за последние несколько десятилетий.

В мае Китай спустил на воду свой первый авианосец водоизмещением 50 тысяч тонн; пока что, по оценкам экспертов, он уступает современным американским аналогам.

Китай, кроме того, активно занят строительством портов по всему периметру Индийского океана, и в прошлом году в расположение его первой зарубежной военно-морской базы в африканском государстве Джибути пришли два корабля.

Заместитель госсекретаря Сюзан Торнтон напомнила, что КНР создает искусственные острова или захватывает атоллы в Южно-Китайском море и размещает там силы ПВО и боевую авиацию, отмахиваясь от протестов соседей. Она также отметила, что в то время, как внимание США было отвлечено на борьбу с терроризмом в первой половине прошлого десятилетия и преодоление финансово-экономического кризиса конца нулевых, Китай целенаправленно наращивал свою разведывательную, дипломатическую, экономическую и военную мощь применительно к противоборству с Соединенными Штатами.

Новости региона

Все новости