У Америки - новый госсекретарь

Свершилось!

Директор Центрального разведывательного управления Майк Помпео переехал в Государственный департамент: в прошлый четверг Сенат на пленарном заседании утвердил его назначение на новый пост.

Свершилось!
Майк Помпео

Как отмечают критики Помпео в средствах массовой информации, откровенный «ястреб» стал главным американским дипломатом. Сторонники Помпео хвалят его фактически за то же самое — за понимание связи силовых акций с дипломатическим убеждением в отношениях с иностранными державами.

Голоса в Сенате разделились в соотношении 57 «за», 42 «против». Если судить по историческим меркам, то это результат очень средний: обычно кандидаты в госсекретари утверждаются большинством куда более впечатляющим.

54-летний Помпео был приведен к присяге председателем Верховного суда, после чего немедленно приступил к исполнению своих новых обязанностей, улетев в Брюссель на встречу министров иностранных дел стран НАТО; на встрече он подтвердил приверженность США Североатлантическому альянсу и принял участие в выработке общего подхода Запада к отражению агрессии России. По завершении встречи он отправился в Израиль, а оттуда в Иорданию и Саудовскую Аравию. Повестка у нового шефа американской дипломатии очень насыщенная, главные ее составные в ближайшей перспективе — предполагаемый выход США из ядерного соглашения с Ираном, что должно вызвать изрядные трения с европейскими союзниками, не говоря уже о самом Иране, и подготовка саммита Дональда Трампа и Ким Чен Ына.

Прорывным в процессе утверждения бывшего конгрессмена от Канзаса было не столько голосование Сенатом в полном составе, сколько вердикт, вынесенный ему за неделю до того Международным комитетом верхней палаты: члены комитета, вопреки ожиданиям и благодаря активнейшему вмешательству Белого дома, рекомендовали коллегам одобрить назначение, сделанное президентом Трампом. Последний раз сенаторы прокатили президентского назначенца на пост госсекретаря в 1925 году, и на этот раз история была близка к повторению: кандидат прошел всего 11 голосами против 9. Драматический эпизод по просьбе “ВНС” комментирует ведущий обозреватель издания National Journal Джош Красауэр.

- И в Международном комитете, и на пленарном заседании Сената Белый дом смог добиться того, что демократы, переизбирающиеся в ноябре и представляющие штаты, где Трамп в 2016 году одержал внушительные победы, отдали свои голоса за Помпео. Это потрясающий пример межфракционной солидарности в нынешней обстановке политической поляризации в Вашингтоне. Чуть ли вообще не сенсация. И пиар-кампания, развернутая Белым домом в поддержку своего назначенца, была весьма продуктивной, особенно слитая в прессу фотография, на которой Помпео запечатлен в переговорах тет-а-тет с Ким Чен Ыном. Посыл был абсолютно ясным: нельзя не утвердить госсекретарем человека, занятого столь судьбоносным делом всемирного значения.

- Тем не менее недоброжелатели Трампа и Помпео подчеркивают, что итог голосования - 57 «за», 42 «против» - очень скромный по историческим меркам.

- По историческим меркам это действительно так: кандидаты в госсекретари получали, как правило, от 80 до 90 голосов из 100. Но с историческими мерками к текущей ситуации подходить нельзя — она беспрецедентна по глубине межпартийного раскола. Прочие назначенцы Трампа, практически без исключения, не набирали и этого. Не лишне вспомнить, что, утверждаясь на предыдущий пост главы ЦРУ, Помпео добился еще большего, заручившись голосами более чем 10 демократов. У него неплохая репутация — и как человека, и как политика, и как менеджера. Добавлю, что несколько демократов, которые поддержали его назначение директором ЦРУ, вспомнили ему на сей раз отдельные нелестные высказывания в адрес мусульман и сексуальных меньшинств, не говоря уже о его оппозиции Парижскому соглашению по климату, и проголосовали против, уступив давлению ангажированной части своего электората.

- Примечательно, что предшественник Помпео, Рекс Тиллерсон, человек куда менее «ястребиного» свойства, получил в Сенате еще меньше голосов — 56. А сработается ли Помпео с другими «тяжеловесами» в администрации?

- Главный козырь Помпео — это личная близость к Трампу и доверие, которое президент к нему испытывает. Идеологически Помпео смыкается с другими ключевыми игроками, курирующими в администрации внешнюю политику, и это, в принципе, облегчает взаимодействие, но для Трампа убеждения значат меньше, чем лояльность. К Тиллерсону Трамп не питал симпатий, и при нем Госдепартамент порастерял свой вес в межведомственной табели о рангах. В Вашингтоне с Помпео связывают надежды хотя бы на частичное восстановление бюджета Госдепа и замещение множества вакантных должностей талантливыми управленцами.

- Помпео вряд ли поменяет свое «ястребиное оперение», перейдя на работу в ведомство, культивирующее «мягкую силу»?

- Помпео — убежденный и последовательный «ястреб». В частности, в том, что касается России. Я совсем не удивлюсь, если Трамп со временем сдвинется ближе к взглядам своего госсекретаря на то, как следует выстраивать отношения с Кремлем, чем наоборот. Корейское досье, очень важное и очень лакомое в смысле паблисити, останется, видимо, за ним. Никаких иллюзий в плане Северной Кореи он не питает, и это должно помочь Трампу сохранять реализм в переговорах с Ким Чен Ыном. Полагаю, что он также будет подталкивать президента к денонсированию ядерного соглашения с Ираном, если Иран откажется изменить ряд ключевых положений сделки, и противодействию авантюрам Тегерана на Ближнем Востоке.

- Давайте сделаем полный круг и вернемся к тому, с чего начали: сегодня в экспертном сообществе, по крайней мере, демократическом его сегменте, преобладает мнение, что Демпартия на предстоящих осенью выборах сметет республиканцев и вернет себе большинство в Конгрессе. Однако сдается, что демократы, поддержавшие Помпео, потому-то за него и проголосовали, что вовсе не уверены в неизбежности победы и не хотят злить Трампа и протрамповский электорат в своих штатах.

- Будем различать нижнюю и верхнюю палаты Конгресса, Палату представителей и Сенат. Когда аналитики говорят о blue wave, нарастающей демократической волне, они имеют в виду Палату представителей. С Сенатом совсем другая ситуация: во-первых, в нынешнем цикле переизбирающихся демократов больше, чем республиканцев. Во-вторых, заметная часть переизбирающихся демократов представляет штаты, где Трамп в 2016 году разгромил Клинтон. Это Монтана, Северная Дакота, Индиана, Западная Вирджиния, Миссури. Поэтому, чисто гипотетически, если бы Помпео утверждала нижняя палата, а не верхняя, мы бы увидели, что голоса по партийному признаку раскладываются совершенно иначе. Флорида сегодня — главный штат страны в категории колеблющихся, и тамошний сенатор-демократ Билл Нельсон отдал свой голос за Помпео, пойдя наперекор желаниям партийного актива.

Новости региона

Все новости