Выходцев из СССР обвиняют в отмывании доходов от грабежей иностранных банков на $30 млн

Эмигранты вскрывали сейфы с помощью бороскопов

В федеральном суде Восточного округа Нью-Йорка в Бруклине слушается дело трех уроженцев бывшего Советского Союза, обвиняемых в сговоре с целью отмывания доходов от хищения из иностранных банков денег и ценностей на общую сумму, превышающую $30 млн. Поскольку хищения имели место в иностранных юрисдикциях, в них фигуранты не обвиняются.

Эмигранты вскрывали сейфы с помощью бороскопов
Фото: US Attorney’s Office EDNY.

56-летнему Вэлу Куперу (он же Вэл Конон и Валерий Иванович Кононенко), проживающему на зажиточном Статен-Айленде, и бруклинцам 52-летнему Алексу Левину и 49-летнему Гарри Смиту (он же Игорь Берк и Игорь Беркович) в случае осуждения грозит до 20 лет лишения свободы и конфискация имущества, приобретенного на доходы от преступной деятельности.

Фигуранты были арестованы на минувшей неделе, когда в российской и украинской печати появились заголовки об аресте «трех украинцев». Это не так: хотя Кононенко и Беркович действительно родом с Украины, Левин является выходцем из Беларуси.

Вменяемая им деятельность была настолько колоритна, что, по словам одного американского издания, она так и просится в голливудский сценарий. Другое пишет о «безумной» механике преступлений, которые якобы совершала троица эмигрантов.

Как следует из материалов дела, с марта 2015-го по октябрь 2019 года трое обвиняемых и их непоименованные сообщники якобы похищали наличность, слитки золота, драгоценности и иное имущество из сдающихся напрокат индивидуальных банковских сейфов.

Медвежатники наших дней не взламывали их, а открывали копиями ключей, которые были изготовлены их сообщником-слесарем.

Они арендовали сейфы в небольших иностранных банках, в которых комнаты с сейфами не оснащены видеокамерами.

Преступники фотографировали замки чужих сейфов с помощью ультрасовременной аппаратуры, в частности, бороскопов, то есть приборов для исследования закрытых полостей, и передавали снимки своему сообщнику, который изготовлял по ним копии ключей.

Обвиняемые и их сообщники орудовали в банках таких стран, как Россия, Украина, Северная Македония, Молдова, Латвия, Узбекистан и Азербайджан. В одном судебном документе упоминается также Франция.

Бруклинская прокуратура и другие правоохранительные органы США в пресс-релизе благодарят за содействие коллег из указанных стран и из Европола.

Двое из обвиняемых попали в поле зрения правоохранителей уже давно. Купер-Кононенко, говорится в судебных документах, был осужден в бывшем Советском Союзе в 1986 году за кражу и упоминался в России в 2001 году в связи с другим уголовным преступлением, но привлечен по нему не был.

Левин был привлечен в 1999 году по крупному делу о махинациях с ценными бумагами, по которому проходили советские эмигранты и члены итальянской мафии. Он признал вину и был приговорен к двум годам лишения свободы.

В числе его защитников был известный в советской эмиграции уроженец Черновцов Сэмуэл Рейсер, в прошлом работавший в адвокатской команде Вячеслава Иванькова по кличке Япончик, а еще раньше защищавший Вениамина Найфельда, одного из соратников Евсея Агрона, который вошел в историю как первый глава «русской мафии» в США.

Купер взял себе защитника Тони Мирвиса, тоже эмигрировавшего из бывшего Союза. Прокуратура называет Купера главой преступной организации и утверждает, что он принимал украденное добро и отмывал через свои банковские счета доходы от его сбыта.

Левин, по утверждению прокуроров, закупал фотоаппаратуру для съемки механизма замков и отмывал барыши. Его представляет ветеран Альберт Даян, прославившийся как адвокат «оружейного барона» Виктора Бута, который отбывает 25-летний срок в Иллинойсе и должен освободиться через 8 лет.

Смит-Беркович якобы сам обокрал ряд банковских сейфов и летал для этого из США за границу, в частности, в Ригу.

На прошлой неделе следователи произвели ряд обысков, в том числе в доме у Купера, у которого были изъяты копии ключей без номеров, наличные, драгоценности и роскошные сумочки, якобы похищенные из сейфов. Они также обыскали арендованный Купером в Бруклине индивидуальный склад, изъяв там бороскоп и замок от банковского сейфа.

Доказывая судье, что Купера не следует выпускать под залог, прокуроры подчеркнули, что в его доме были найдены белорусский паспорт, американская собесовская карточка и гринкарта на имя иностранца, который числится в Интерполе как пропавший.    

«Способность обвиняемого доставать такие документы другого лица, - говорилось в письме прокуратуры, - демонстрирует, что он обладает способностями и возможностями воспользоваться личными данными другого человека для бегства и избежания ответственности по данному делу».

Прокуратура также подчеркивала, что и Купер, и Смит изменили фамилии, когда до них дошло, что их деятельность расследуется иностранными государствами. Они также якобы пользовались фальшивыми паспортами.

Адвокат Мирвис, со своей стороны, предлагал залог в 300 тысяч долларов и поручительство семи человек, в том числе одной из двух дочерей Купера, которая учится на зубного врача (другая уже имеет врачебную лицензию).

Суд решил в пользу прокуратуры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 30 апреля 2021

Заголовок в газете: Трое эмигрантов

Новости региона

Все новости