Дело Флойда: первые впечатления

История в Минеаполисе — типичная в ряду инцидентов, связанных с гибелью или побоями чернокожих американцев при аресте

Известный политический комментатор Майкл Гершон, человек консервативных взглядов, но антитрампист, заклеймил как «святотатство» посещение президентом епископальной церкви Св. Иоанна перед Белым домом. Святотатство, по-видимому, заключалось в совмещении политики и религии. Что есть вопиющий акт богохульства в представлении просвещенного класса. Куда более страшный, с его точки зрения, чем попытка поджога той же церкви радикалами, предпринятая днем ранее.

История в Минеаполисе — типичная в ряду инцидентов, связанных с гибелью или побоями чернокожих американцев при аресте

Трамп, держа в руках Библию, поклялся оберегать порядок в обществе. Он присягал на Библии, не на Конституции США. Проецируя, по сути, образ божьего помазанника. Сильный имиджевый ход, посмотрим, как он срезонирует политически. Параллель с Никсоном, который позиционировал себя схожим образом на пике беспорядков 1968 года, напрашивается сама собой. Тогда умеренных демократов, в принципе симпатизировавших антивоенным протестам, экстремизм молодежи испугал настолько, что многие из них, поступившись убеждениями, отдали свои голоса за кандидата-республиканца. Что будет на сей раз, расколят ли бесчинства протестующих лагерь демократов настолько, чтобы Трамп легко победил?

Демократический истеблишмент, включая Джо Байдена и мэра Вашингтона Мюриел Баузер, выразил возмущение тем, что проход президента вместе с дочерью Иванкой, зятем Джаредом Кушнером, генпрокурором Уильямом Барром и другими ближайшими помощниками от Белого дома к поврежденному зданию церкви был проложен, так сказать, «штыком и гранатой». Дескать, как можно было тревожить «мирных демонстрантов»? Беда в том, что «мирные демонстранты» были совсем не мирные: им трижды предлагалось даже не разойтись, а просто расступиться, чтобы пропустить пеший президентский кортеж, и все впустую.

Трамп, как и Никсон полвека назад, представил свои «верительные грамоты»: леворадикальная «Антифа», инициатор погромов, записана в террористические организации (эта мера против горстки социопатов юридически сомнительна, поскольку по закону статус террористической может быть присвоен только иностранной организации), мэрам-демократам, попустительствующим дебошам, предъявлен ультиматум - либо они сами наводят порядок у себя в городах, либо президент это сделает за них с помощью армии. В полном соответствии со статьей IV Конституции и Законом об инсургентах от 1807 г. (The Insurrection Act). Левые тоже ведут себя последовательно и проявляют сплоченность, что порождает сомнения в том, что их ряды дрогнут, как 50 лет назад: о физическом дистанцировании, «без которого мы все погибнем», напрочь забыто во имя великой идеи «социальной справедливости» (кстати, афроамериканцев и латиноамериканцев, задержанных за нарушение правил карантина, было много больше, чем белых и азиатов); девиз демонстрантов «Нет справедливости, нет мира» воспринимается левой интеллигенцией некритически, как будто участники своими действиями не демонстрируют красноречиво, что они реально имеют в виду под справедливостью: грабь награбленное. Маловероятен сценарий с отправкой на зону даже самых вопиющих хулиганов - ведь это якобы контрпродуктивно в условиях эпидемии, - хотя в Атланте, несмотря на острую нужду в кадрах в условиях «социальной эпидемии», то есть разгула преступности, расчет в мгновение ока получили двое полицейских, невежливо обошедшиеся с хамоватой протестанткой. Часть владельцев бизнесов, видя такое, естественным образом вооружается. На людей с оружием, если они не зарегламентированные полицейские, дебоширы предусмотрительно не лезут, они предпочитают без риска тянуть вещи из неохраняемых универмагов.

Мало того: шеренга полицейских в Атланте, в основном чернокожих, но не только, опустилась на колено перед демонстрантами в знак солидарности с ними; шефы полиции в Нью-Йорке и Денвере, как и некоторые их подчиненные, пошли дальше и обнялись со своими визави, в Калифорнии коп поручкался с демонстрантом, а в Коннектикуте двое стражей порядка вообще присоединились к шествию. С другой стороны, белокожий шеф полиции Ричмонда Уилл Смит расплакался на пресс-конференции, рассказывая о том, как «поборники прав угнетенных» намеренно подожгли дом, в котором находился маленький ребенок, и затем преградили дорогу спешившей на тушение пожарной машине.

Беспорядки свирепствуют преимущественно в «синих» штатах и в «синих» городах с их «синими» шефами полиции, мэрами, губернаторами. Смерть задержанных в результате неправомерных действий полиции тоже происходит в основом в «синих» штатах. При этом полицейских от рук преступников погибает больше, чем подозреваемых при задержании полицией. И среди последних белых больше, чем чернокожих. Равно как и чернокожих жертв чернокожих копов больше, чем чернокожих жертв белых копов.

Повальное закрытие бизнесов во время эпидемии доказало, что левые ставят риски здоровью, пусть минимальные, выше угроз собственности, будь они даже максимальные. Та же самая установка просматривается сейчас в связи с волнениями: уничтожение собственности «Антифой» объяснимо и терпимо, применение силы к непослушным демонстрантам никак оправдано быть не может.

Разумеется, под собственностью подразумевается физическое имущество, не виртуальное. Владельцы виртуальных активов, айтишники - это в основном левые. Демпартия их охраняет. Хозяева малых бизнесов классово и политически чужды демократам, оттого и отношение к их активам со стороны партии соответствующее. Они могут и потерпеть. Руди Джулиани призывает губернатора Эндрю Куомо отстранить мэра «Большого яблока» де Блазио от занимаемой должности по причине преступного бездействия последнего перед лицом нападений на полицейских и рядовых граждан, грабежей, поджогов. Но бывший градоначальник Джулиани республиканец и конфидент Трампа, и этим все сказано.

Лидеры IT, Amazon, Google, Netflix, Spotify выразили солидарность с участниками протестов. То же самое делают Иран, Китай, Турция. Первых совпадение не смущает, вторым оно выгодно пропагандистски.

           ****************

История с Джорджем Флойдом — типичная в ряду инцидентов, связанных с гибелью или побоями чернокожих американцев при аресте.

Флойд — не случайный прохожий с черным цветом кожи, к которому из-за махрового расизма прицепились мерзкие блюстители мерзкого порядка. Это человек, который в конце нулевых был осужден на 5 лет тюрьмы за вооруженный грабеж. И ранее у него были судимости за наркотики. Летальное происшествие началось со звонка в участок работников магазина, в котором он купил сигареты, расплатившись за них, как показалось магазинщикам, поддельной 20-долларовой купюрой. От предложения вернуть сигареты Флойд презрительно отмахнулся. Активно аресту он не противился, но сопротивлялся пассивно, отказываясь ехать с полицейскими в отделение.

В марте 1991 г. в Лос-Анджелесе полицейские избили 26-летнего автомобилиста Родни Кинга, отказавшегося остановиться за нарушение правил дорожного движения и заставившего их долго преследовать его на большой скорости. Кинг пытался скрыться, поскольку был нетрезв, находясь за рулем, за что мог быть строго наказан, так как это противоречило условиям его досрочного освобождения за вооруженный грабеж. После оправдательного вердикта в Лос-Анджелесе вспыхнули беспорядки на расовой почве, продолжавшиеся шесть дней; в ходе их погибли 63 человека, почти 2400 получили ранения; волнения были подавлены с помощью национальных гвардейцев и армейских частей, включая морпехов. Четверо полицейских были оправданы.

В июле 2014 г. в Нью-Йорке от удушающего захвата, примененного полицейским, умер 44-летний Эрик Гарнер. Его задержали за незаконную продажу сигарет. Незадолго до смерти Гарнер был освобожден под залог за хранение наркотиков и участие в различных мошеннических схемах. В общей сложности он арестовывался более 30 раз, в том числе за насильственные преступления. Полицейского, причинившего летальную травму Гарнеру, судить не стали, но спустя несколько лет по завершении разбирательства уволили, город выплатил родным потерпевшего почти $6 млн в виде компенсации.

Спустя месяц, в августе 2014 г., произошли достопамятные события в Фергюсоне, Миссури, спровоцированные гибелью 18-летнего Майкла Брауна, который до того ограбил магазин и нанес побои его владельцу. Полицейский, застреливший Брауна в порядке самообороны, не был признан виновным. Опасаясь бунта, губернатор ввел в целом районе комендантский час. Протесты длились несколько дней после смерти Брауна, вторая волна выступлений пришлась на первые дни после вынесения оправдательного вердикта, третья — на первую годовщину инцидента. Расследование, проведенное федеральнымии властями, выявило дискриминацию чернокожего населения полицией Фергюсона, выражавшуюся в непропорционально большом количестве штрафов за ненадлежащую парковку, выписываемых афроамериканцам.

В 2015 г. в Балтиморе погиб в полицейском фургоне от травмы спины 25-летний Фредди Грей, задержанный по подозрению в торговле наркотиками; он бросился бежать от копов, когда те попытались его допросить. Еще до суда над полицейскими в городе начались бунты с грабежами и поджогами, 15 служащих правоохранительных органов были ранены. Губернатор Ларри Хоган прибег к помощи Нацгвардии. Присяжные не признали полицейских виновными. Тогдашний мэр Балтимора афроамериканка Стефани Роллингс-Блейк, удерживавшая полицию от решительных контрмер, вошла в историю своей пресс-конференцией, на которой заявила: «Мы обязаны предоставить пространство для самовыражения и тем, кто настроен разрушать».

Во всех перечисленных резонансных происшествиях полицейские в худшем случае превысили пределы необходимой самообороны. Что нельзя полностью оправдать, но можно понять, принимая во внимание количество обращающегося в стране оружия: копы перестраховываются. С ними лучше не вступать в препирательство. В 2006 году Дерек Шовин, который обвиняется сейчас в убийстве Джорджа Флойда, и пятеро его сослуживцев застрелили 42-летнего Уэйна Рейеса, американского индейца, размахивавшего перед ними винтовкой. Сенатор от Миннесоты демократка Эми Клобушар, бывший претендент на Белый дом, а ныне потенциальный кандидат в вице-президенты, в бытность свою прокурором округа Хеннепин не стала возбуждать дело против Дерека Шовина.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях