Нью-Йорк: новые правила освобождения без залога развязали руки преступникам

Когда затевалась эта реформа, никому не приходило в голову, что она может обернуться настоящим бедствием. Легислатура в Олбани в прошлом году пришла к решению отменить денежный залог за ряд правонарушений и некоторые уголовные преступления ненасильственного характера. Намерения были благие: зачем до суда сажать за решетку человека, который не натворил ничего ужасного, сажать только потому, что у него нет денег, чтобы оплатить пребывание на свободе?

Нью-Йорк: новые правила освобождения без залога развязали руки преступникам

Новые правила начали действовать с 1 января и за короткий срок привели к росту преступности.

Отпустили восвояси жителя Бруклина, который украл $220 (всего-то!) и поколотил женщину в новогодний вечер (подумаешь!). Спокойно вышел на свободу, не внеся в судебную кассу ни цента, мужчина, который, управляя машиной под хмельком, задавил насмерть прохожего в Гарлеме. Женщина в Бруклине была освобождена без залога дважды за серию нападений, в том числе по мотивам ненависти. Лишь после того, как ее арестовали в третий раз, решились отправить на психиатрическое освидетельствование.

Оказалось, что попустительство, пусть даже из самых лучших побуждений, приводит к ослаблению чувства ответственности и в результате к повторным правонарушениям, порой более серьезным.

«Я посвятил всю свою карьеру в правоохранительных органах защите более справедливой, гуманной системы криминального правосудия, – подчеркивает Эрик Адамс, президент Бруклина, в прошлом полицейский. – Однако то, что легислатура отменила денежный залог за ряд преступлений в сочетании с ограничением критериев оценок в руководстве для судей, находится не в ладах со здравым смыслом. Это может отбросить нас назад, перечеркнув то, чего мы достигли, делая наш город безопаснее».

Адамс как в воду глядел. Преступность, которая долгое время снижалась, чем очень хвалились нью-йоркские политики, снова поползла вверх. И именно эти неприятности со статистикой убедили руководство города посмотреть правде в глаза.

Мэр де Блазио в беседе с ведущим радио WNYC Брайаном Лерером сказал: «Мы говорим о 20-процентном росте в индексе основных преступлений. Мы видели это в январе и в феврале. Это нешуточное дело. Ведь, как вы знаете, на протяжении последних 25 лет преступность шла вниз, особенно последние шесть лет. И я говорю об этом с гордостью. И вдруг, как гром среди ясного неба, за последние два месяца рост на 20%. Конечно, нельзя все сводить к какому-то одному фактору. Но будем честны: статистика реальна, статистика правдива. Что-то действительно изменилось. И значительная часть перемен связана с новым законом».

Затем мэр дипломатично попытался смягчить удар: мол, закон сам по себе хорош, но в кое-чем не срабатывает и нуждается в улучшениях. Но главное прозвучало: есть прямая связь между ослаблением требований к нарушителям и всплеском преступности.

Многие другие политики говорят об этом более откровенно и решительно. Законодатели-республиканцы, руководители правоохранительных органов, представители прокуратуры прямым текстом утверждают, что отмена залога наличностью и либерализация критериев для судей представляют угрозу общественной безопасности. Несколько опросов общественного мнения свидетельствуют, что реформа непопулярна у населения. Но что там республиканцы! Восемь сенаторов-демократов встретились за закрытыми дверями с полицейскими и сотрудниками системы криминального правосудия и обсудили негативные последствия, вызванные новыми правилами. И хотя об их отмене речь пока не идет, сенатор Тодд Каминский (демократ из графства Нассау) вынужден был публично признать: «Поговорив с людьми, которые находятся на передовой, охраняя нашу безопасность, мы понимаем, что должны дать им в руки инструменты, позволяющие им выполнять свою работу».

Ясно, что отмена залога – это отнюдь не тот инструмент, в котором нуждаются правоохранители. Сторонники реформы, которые пока еще упрямо не хотят признать ее провал, ищут оправдания в том, что, мол, прошло еще слишком мало времени и рано судить о последствиях. Правда, некоторые видные политики-демократы, такие, как генеральный прокурор штата Летиша Джеймс, мэр де Блазио, лидер сенатского большинства Андреа Стюарт-Казинс, делают весьма прозрачные намеки на то, что открыты для корректировки закона. Часть законодателей предлагают такие изменения, как расширение перечня статей, по которым нельзя отпускать без залога. Депутат Ассамблеи Симха Айхенстайн (демократ из Бруклина) внес законопроект, восстанавливающий денежный залог за преступления, совершенные из ненависти.

Республиканцы требуют полной отмены неудачного закона.

Неожиданно этим требованиям оказались созвучны решительные заявления президента Бруклина демократа Эрика Адамса, который считает себя «прогрессистом».

«Мы должны рассматривать каждую реформу через двойную линзу справедливости и общественной безопасности, – пишет он в статье, опубликованной в Daily News. – Некоторые говорят, что слишком рано оценивать, работает реформа или нет. Но мы не в состоянии позволить себе роскошь сидеть сложа руки и ждать изменения курса, когда любой житель Нью-Йорка может пострадать от тех, кого необоснованно отпустили без залога».

Новости региона

Все новости