Русский король желтых такси Нью-Йорка в долговой яме

По данным на 2015 год состояние Евгения Фридмана оценивалось в 300 млн долларов

Судьба владельцев "медальонов" нью-йоркских желтых такси может быть улучшена. Эти медальоны, которые в недавнем прошлом стоили под миллион долларов и считались надежной инвестицией, обесценились из-за конкуренции такси таких компаний как Uber и Lyft, и в 2017-2018 годах 8 медальонщиков покончили с собой, оказавшись в финансовом тупике.

По данным на 2015 год состояние Евгения Фридмана оценивалось в 300 млн долларов

По инициативе горсовета там была создана комиссия Medallion Task Force, которая предложила выкупать у банков долги владельцев желтых такси и перефинансировать их по приемлемым условиям, причем долги не будут облагаться налогами.

Это предложение поддержал нью-йоркский конгрессмен Грегори Микс, 62-летний демократ из Квинса, который на прошлой неделе предложил Палате представителей свой проект закона и надеется на поддержку коллег от обеих партий. Сообщив об этом 16 января, канал CBS New York привел пример 47-летнего отца четырех детей Мухамаду Алию, который водит желтые такси лет двадцать и в 2001 году купил "медальон", взяв на это в банке ипотеку в сумме 390 тыс. долларов. Сегодня его "медальон" стоит около 100 тыс. долларов, а банку он должен уже больше 600 тыс. По плану "спасения утопающих таксистов" Алию будет платить банку не 2400, а 900 долларов в месяц, отчего ему станет не легко, но намного легче.

Чем выше взлет, тем горше падение

В связи с этим уместно сообщить, что финансово-налоговое управление штата Нью-Йорк опубликовало список своих должников, и первое место среди 250 самых больших "уклонистов" занял 49-летний иммигрант из советского Ленинграда Евгений Наумович Фридман, которого прозвали "королем желтых кэбов" за то, что в свое время ему принадлежал таксопарк под тысячу "медальонов". Эти золотые времена были да сплыли, и сегодня Фридман должен штату 18 661 141 доллар и 54 цента, чем его беды не ограничиваются. В прошлом году Фридман признал себя виновным в мошенничестве с налогами и был приговорен к 5 годам испытательного срока, так как заплатил миллион долларов, а также согласился сотрудничать с федеральной прокуратурой и дать показания по делу своего бывшего партнера по такси Майкла Коэна, бывшего адвоката Дональда Трампа. Коэн, в свою очередь, дал показания против Трампа, был приговорен к трем годам лишения свободы за ложь под присягой и сейчас сидит в федеральной тюрьме Отисвил на юго-востоке штата Нью-Йорк.

О взлете и падении Евгения Фридмана, которого в Америке зовут Джин, сегодня знают многие, а в русскоязычной общине он хрестоматиен как пример достижения "American Dream". Родители привезли его из Ленинграда в 1976 году, когда ему было 5 лет, и поселились в нью-йоркском Квинсе, где, в отличие от обжитого одесситами и харьковчанами бруклинского Брайтона, жили москвичи и питерцы. Две школы, два колледжа и семейный бизнес такси, который Евгений развил от шести десятков до девяти сотен "медальонов" только в Нью-Йорке, не считая таксопарков в Бостоне, Филадельфии и Чикаго. На юге Франции, где у Фридмана дом на Лазурном берегу, он в 2012 году познакомился с москвичкой Сандрой, которая тоже уехала из СССР маленькой и росла в Париже, а в Нью-Йорке училась журналистике в Колумбийском университете. Сандра была моложе Юджина на 20 лет, но их любви с первого или максимум со второго взгляда это не помешало, и в том же 2012 году они сочетались браком, а через год Сандра родила дочку Лейлу. У первой жены Фридмана Инессы Болтянской растет его сын Дилан, которому сейчас 15 лет.

По данным на 2015 год, состояние Фридмана оценивалось в 300 млн долларов, но затем от него явно отвернулась всегда сопутствовавшая ему фортуна, и Евгений Наумович кочует из суда в суд, чередуя гражданские с уголовными. Создав свое "царство желтых кэбов", он покупал "медальоны" и сдавал их в аренду, для чего брал ссуды в Citibank. К марту 2015 года Фридман задолжал банку 31,5 млн долларов, и банк обратился в суд, требуя в погашение долга забрать у Фридмана минимум 90 такси, и в итоге его обязали передать банку 46 "медальонов". В  марте 2015 года Сандра, молодая жена Фридмана, вызвала в их манхэттенский дом полицию, заявив, что муж душил ее, за что его арестовали и обвинили в «незаконном препятствовании дыханию», попытке нанесения телесных повреждений и домогательстве. В том же году Фридман признал себя виновным в домогательстве к Сандре и по решению судьи обязался в течение двух лет избегать любых контактов с ней.

В июле 2018 года Евгения Наумовича арестовали за то, что он задолжал по алиментам Инне Болтянской 100 тыс. долларов, а в ноябре за то, что должен Сандре 200 тыс. долларов. В начале декабря 2018 года Фридман снова явился в суд, причем пришел не один, а в обществе красавицы-украинки Ирины Балагурка, которая, как и Сандра, вдвое моложе Евгения Наумовича. Обе женщины сидели в одном ряду, но по разные стороны прохода, и фоторепортеру Фридман представил Ирину своей дочерью, а судье Тандре Доусон сказал, что денег на алименты у него нет. Лоуренс Гринберг, адвокат Сандры, возразил, что Фридман "приезжает в суд в Mercedes G Wagon и содержит подругу, с которой осмелился приехать сегодня". В свое оправдание Фридман заявил, что его одолели кредиторы и ему нечем оплачивать не только страховку дочери, а счета за электричество, которое в его доме отключили.

Под суд за кражу пяти миллионов долларов

Оба раза его освобождали под незначительные залоги, но это были мелочи. 6 июня 2017 года Фридмана арестовали вместе с 42-летней Андреа Думитру, которая была иммиграционным адвокатом, а в его компании Taxi Club Management работала главным бухгалтером. Поскольку их дело вела генеральная прокуратура штата Нью-Йорк, арестованных доставили в отделение Верховного суда штата в Олбани, где обвинили в четырех пунктах мошенничества и в краже примерно 5 млн долларов, после чего освободили под залоги в полмиллиона долларов за каждого. Обвинение грозило Фридману лишением свободы сроком до 25 лет, но 22 мая 2018 года он признал себя виновным в одном пункте уклонения от уплаты налогов в сумме 50 тыс. долларов и согласился заплатить 5 млн долларов штрафа и компенсации, а самое главное - сотрудничать с федеральной прокуратурой.  

Суть предъявленных Фридману и его главбуху Думитру обвинений сводилась к тому, что счетчики "желтых такси" в Нью-Йорке автоматически включают в стоимость проезда 50 центов, которые должны идти в казну штата на дотации Городскому управлению общественного транспорта (МТА). Эти деньги, известные как “MTA Tax”, водители передавали Фридману, у которого арендовали такси, а он с Думитру, как утверждала  прокуратура, с 2012-го по 2015 год оставляли их себе, таким образом обокрав штат Нью-Йорк больше чем на 5 млн долларов. Для этого, как утверждает обвинение, они лгали при подаче документов на возврат налогов, занижая количество рейсов такси. Несколько пожилых владельцев "желтых кэбов" буквально со слезами на глазах жаловались мне, что после арестов Фридмана и его бухгалтерши налоговая служба требует с них уплаты “MTA Tax”, а за много лет это десятки тысяч долларов. Они доказывают, что отдавали эти деньги Фридману, в ответ им сочувственно кивают головами и продолжают присылать счета.   

31 мая Андреа Думитру тоже признала себя виновной в мошенничестве с налогами и заручилась обещанием трех лет испытательного срока, но судьба, как сказочная избушка на курьих ножках, повернулась к ней задом. В феврале 2019 года Думитру исключили из коллегии адвокатов штата Нью-Йорк, а 8 мая в бруклинском федеральном суде приговорили к 5 годам лишения свободы за то, что она составила больше сотни липовых заявлений на убежище. В пресс-релизе бруклинской прокуратуры было отмечено, что она "некогда работала старшим финансовым сотрудником «Короля такси» Джина Фридмана», и что они "в прошлом году признали себя виновными в суде штата и согласились сотрудничать".

А дело Евгения Наумовича Фридмана действительно оказалось больше политическим, чем уголовным, хотя политических дел в Америке нет. По общему мнению правоведов с обеих сторон закона, прокуратура штата предложила Фридману такие великодушные условия сделки не за просто признание вины и даже не за просто согласие сотрудничать и дать показания против своего главбуха. Фридман согласился сотрудничать не столько с местной, сколько с федеральной прокуратурой, и дать показания против Майкла Коэна, до недавних пор личного адвоката президента Дональда Трампа. 22 мая New York Times написала, что "Фридман годами был партнером Коэна в бизнесе такси, заведуя его машинами даже после того, как в прошлом году власти города Нью-Йорка лишили его лицензии менеджера медальонов".

Times также написала, что сотрудничество Фридмана "может быть использовано для давления на Коэна, чтобы заставить его работать со специальным прокурором, изучающим вторжение России в президентские выборы 2016 года". На следующий день после этой публикации газета добавила, что "любое сотрудничество по делу Коэна может привлечь внимание специального прокурора Роберта Мюллера, который расследует кампанию Трампа". Эта практика сравнима со сказкой "Про репку наоборот" - сначала сажают кошку, та соглашается помочь посадить Жучку, та дает показания на внучку, внучка на бабку, бабка на дедку, и в итоге сажают Репку. Сейчас похожая история раскручивается вокруг 47-летнего американского бизнесмена украинского происхождения Льва Парнаса.

Новости региона

Все новости