Четырех аптекарей обвиняют в мошенничестве с лекарствами от ВИЧ

Очередной "русский" удар по программе Medicaid

  Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Летиша Джеймс, первая афроамериканка на этом посту, недавно сменившая Эрика Шнейдермана, который оказался бабником и пьяницей, 19 июля сообщила об арестах владелицы аптеки и трех ее менеджеров, которых обвиняют в многомиллионном мошенничестве с программой Medicaid, разумеется, не федеральной, а штатной.

Очередной  "русский" удар по программе Medicaid

В пресс-релизе прокуратуры уточняется, что откатами и махинациями с лекарствами от ВИЧ обвиняемые за три года незаконно получили от программ Medicaid и финансируемых этой программой организаций (Medicaid funded managed care organizations, или MCO) больше десяти миллионов долларов.

Подвели и доверие, и штат...

До избрания генпрокурором 60-летняя Джеймс 4 года была городским общественным адвокатом Нью-Йорка, сменив нынешнего мэра Билла Де Блазио. "Тревожно и очень вредно для общества, - заявила она в связи с арестами 19 июля, - когда медицинские работники пользуются нашими самыми уязвимыми пациентами, чтобы воровать миллионы долларов, предназначенные для обеспечения ньюйоркцев необходимой медицинской помощью. Мы доверяем нашим поставщикам медицинских услуг обслуживать нас честно и внимательно, а эти личности подвели и доверие, и наш штат". Летиша Джеймс заверила, что ее прокуратура "продолжит привлекать к ответу тех, кто забывает о профессиональной ответственности перед своими пациентами и предпочитает набивать карманы деньгами общества". За много лет знакомства с такими заявлениями я заметил, что выражение "набивать карманы" ("to line pockets") полюбилось нашим прокурорам, и они повторяют его от дела к делу.

В упомянутом Летишей Джеймс злодействе обвиняются 34-летняя владелица аптеки Ирина Пичхадзе и ее менеджеры 44-летний Рэймонд Диффенбахер, 31-летняя Яна Дабринская и 40-летний Тарлан, он же Борис, Пинхасов. Аптека Пинхасовой First Choice Pharmacy находится на 124-й Стрит рядом со Второй авеню в манхэттенском Гарлеме, а сама Ирина живет в районе Рего-Парк в Квинсе, вроде бы на Бут-стрит. Пинхасов и Диффенбахер живут тоже в Квинсе, а Дабринская в Бруклине. По делу также проходят калифорнийская компания OTC Distributors, Inc. и Express Audit Prevention Corp., данные которой не уточняются. На сайте трудоустройства талантливой молодежи harri.com значится молодая и красивая Yana Dubrinskaya, которая с сентября 2013-го по февраль 2018 года работала кассиршей, а затем помощником менеджера аптеки First Choice Pharmacy на 124-й Стрит. О себе Дабринская сообщает, что свободно владеет английским, отлично общается, имеет опыт работы в нью-йоркских ресторанах и разбирается в вине, пиве и кофе. Сейчас она работает в ресторане Tabu на авеню Х в Бруклине.

После ареста всех четверых доставили в суд, где обвинили в краже в крупных размерах и мошенничестве с программой здравоохранения, а Пичхадзе, Дабринскую и Диффенбахера также в отмывании денег. Обвинения грозят им лишением свободы в тюрьме штата на срок до 25 лет, но до решения суда все четверо считаются невиновными, и следующее заседание назначено на 1 августа. Расследование проводилось отделом борьбы с мошенничеством в программе Medicaid (Medicaid Fraud Control Unit, или MFCU), среди участников которого я приметил старшего аудитора Ольгу Синицкую. Помимо уголовного дела генеральная прокуратура возбудила гражданское дело, по которому ответчиками проходят упомянутые четверо, а также Эдуард Ягудаев и Джанис Диффенбахер. С ответчиков по этому иску предполагается взыскать 22 млн долларов за обман программы Medicaid штата Нью-Йорк.

Простая, как грабли, афера

Суть аферы, в которой обвиняют владелицу и трех менеджеров аптеки First Choice, не нова и проста, как грабли, на которые не перестают наступать мошенники. Начать с того, что закон штата Нью-Йорк строго-настрого запрещает всем поставщикам медицинских услуг, а в данном случае фармацевтам-аптекарям, платить или предлагать плату кому-либо за оказание медицинской помощи, которую в итоге оплачивает программа Medicaid. Такая плата называется откатом, а по сути - взяткой, но не обязательно должностному лицу. В данном случае следователи MFCU установили, что с 1 января 2013-го по 31 декабря 2016 года аптека Ирины Пичхадзе не закупала у лицензированных фармацевтов-оптовиков штата Нью-Йорк такого количества лекарств от ВИЧ, которое указывала в счетах на оплату программой Medicaid. На основании тысяч таких липовых счетов финансируемые этой программой организации MCO за три года выплатили аптеке First Choice и лично подсудимым 10,2 млн долларов, которые, по мнению прокуратуры, частично были украдены.

Как было установлено, значительная часть этих денег затем отмывалась под видом расплаты с оптовыми поставщиками лекарств через банковские счета уже упомянутых компаний Express Audit и OTC, а также Minnesota Independent Drugs и Azure Drugs, после чего эти деньги возвращались аптеке Иры Пичхадзе под видом уплаты за купленные там медицинские товары. По ходу расследования в аптеке был проведен обыск, при котором там нашли сотни предположительно фальсифицированных флаконов с таблетками от ВИЧ, хотя закон штата обязывает аптеки пользоваться только товарами лицензированных поставщиков.

В пресс-релизе генеральной прокуратуры Нью-Йорка не разъясняется многое, а прежде всего - социальные предпосылки медицинских афер именно такого рода. Речь идет о клиентах программы Medicaid, инфицированных ВИЧ - вирусом иммунодефицита человека, синдром которого называют СПИД. Отношение к таким больным, особенно с учетом вероятной причины их заболевания, в США особое, лишних вопросов им не задают, ни в чем дурном не подозревают, а проще говоря, их побаиваются. К тому же аптека Ирины Пичхадзе находится в Гарлеме - исторической вотчине афроамериканской общины Нью-Йорка, и посетители ее аптеки тоже требуют к себе особого уважения. Но упаси меня Боже бросать тень подозрения на эту аптеку до решения суда, а детали подобных афер лучше разобрать на аналогичном деле, которое вела бруклинская районная прокуратура без малого 6 лет назад.

Три нехитрых способа обмануть Medicaid

В конце августа 2013 года в Бруклине арестовали 41-летнего эмигранта из Узбекистана Александра Ильяева, владельца аптеки V&A Pharmacy на Манхэттен-авеню в бруклинском районе Вильямсбург. Ильяева обвинили в том, что с 19 января 2011-го по 29 ноября 2012 года он обманул программу Medicaid почти на 800 тыс. долларов с помощью граждан, которым врачи прописывали различные средства борьбы с ВИЧ. Такие лекарства считаются одними из самых дорогих, и программа Medicaid оплачивает их в сумме 1,5-1,7 тыс. долларов по одному рецепту. Нечестные «спидоносцы» соглашались заработать на этих рецептах с помощью якобы нечестного фармацевта Ильяева, который якобы обманывал Medicaid тремя нехитрыми способами. Пишу "якобы", поскольку исхода этого дела не знаю, а среди заключенных тюрем штата Нью-Йорк такого нет.

Как утверждала прокуратура, Ильяев отправил программе Medicaid для оплаты на общую сумму 17 940 долларов и 20 центов счета за 22 лекарства, которые посетителям его аптеки вообще не выдавались. Например, явившийся к Ильяеву подставной пациент-оперативник принес ему рецепты на два разных лекарства от ВИЧ – на 60 таблеток Isentress и 30 Reyataz. Из этого количества он получил только 20 таблеток Isentress и 2 таблетки Reyataz, а Ильяев представил программе Medicaid счет за все 90 таблеток и получил 1878 долларов 88 центов. Помимо этого он отправлял туда же счета на оплату лекарств, только часть которых выдавалась «спидоносцам». В-третьих, Ильяев платил тем, кто приходил в его аптеку с рецептами на такие лекарства. Это были «откаты» в виде наличных денег или метрокарт для проезда в общественном транспорте.

Почти за два года расследования Александр Ильяев в 13 приемов выдал посетившим его под видом больных ВИЧ тайным агентам в виде «откатов» 685 долларов наличными и 203 доллара метрокартами, то есть 888 долларов. По рецептам, которые они ему передали за эти деньги, он получил с программы Medicaid 45 152 доллара. Не зная, что его клиенты - подставные оперативники, Александр Ильяев не только обманывал программу Medicaid с их помощью, но и просил их присылать к нему других таких же «спидоносцев», обещая комиссионные за каждого нового клиента. Несколько бесед с подосланными в аптеку оперативниками были сняты скрытой видеокамерой, и в одной из них Ильяев предлагает женщине-агенту за рецепт 25 долларов, добавив, что она может получить больше, если продаст ненужные ей таблетки. «Я буду давать тебе больше и больше, - говорит он в кадрах видеозаписи. – Каждый раз, когда ты приведешь мне пациента, я дам ему лекарства и тебя не забуду. И их не забуду. За каждого пациента я буду давать тебе комиссионные, о-кей?».

"Если бы да кабы" не доказательство

Но это были «оперативные цветочки» широкого поля деятельности Александра Ильяева, а «ягодки» следователи бруклинской прокуратуры собрали с помощью банковских данных. Они установили, что за тот же период (с 19 января 2011-го по 29 ноября 2012 года), а еще точнее, со дня, когда Ильяев представил программе Medicaid первый липовый счет, его аптека V&A Pharmacy направила туда же счета, которые были оплачены на общую сумму 726 150 долларов и 4 цента. В прокуратуре рассудили и решили, что эту сумму тоже следует занести в разряд незаконной наживы, поскольку, знай в программе Medicaid, что аптекарь жульничает, ему не разрешили бы работать с этой программой.

Свое решение прокуратура обосновала тем, что поскольку подосланные Ильяеву тайные агенты, выдававшие себя за пациентов, приносили ему рецепты и уходили без положенных по этим рецептам лекарств, остальные посетители его аптеки могли действовать так же. «Мы предполагаем, - заявила тогда помощник бруклинского прокурора Дебра Ярославич, - что такое же происходило с другими пациентами, которые, возможно, действительно нуждались в лечении, но предпочли заработать пару долларов или пару метрокарт вместо того, чтобы получить нужные им лекарства».

Это было без малого шесть лет назад, а в августе 2016 года генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнейдерман, которого сменила Летиша Джеймс, сообщил, что 63-летний фармацевт Айра Гросс признал себя виновным в том, что через подставную компанию Chaparral Services незаконно продавал лекарства от ВИЧ. Гросс приобретал их за бесценок на черном рынке, а завышенные счета представлял программе Medicaid и другим компаниям медицинского страхования, заработав на этом 25 млн долларов. Даже с учетом признания вины ему грозило лишение свободы сроком от 8 лет и 4 месяцев до 25 лет, но сегодня и он среди заключенных нью-йоркских тюрем не значится. Так что четырем аптекарям, которых арестовали 19 июля 2019 года, обещанное прокуратурой наказание тоже только грозит.

Новости региона

Все новости