"Валютный мошенник" из Бруклина признал себя виновным

Премудрости аферы ХХI века

В бруклинском федеральном суде 15 ноября признал себя виновным в мошенничестве с ценными бумагами иммигрант из Украины Максим Заславский, которому теперь грозит до 5 лет лишения свободы.

Премудрости аферы ХХI века
Максим Заславский

39-летний Заславский подтвердил судье Рамону Дири, что обманывал инвесторов, убеждая их вложиться в криптовалюту, якобы обеспеченную недвижимостью и бриллиантами. Затем поверившие ему инвесторы узнали, что ни того, ни другого не существует, и начальник нью-йоркского отделения ФБР Уильям Суини в пресс-релизе 15 ноября заявил, что "инвестиции часто связаны с риском, но никто не должен рисковать по вине недобросовестных лиц". Ранее судья Дири отверг аргумент Заславского, что законы о ценных бумагах не распространятся на криптовалюту.

Как написал и спел покойный Высоцкий, "популярно разъясняю для невежд", к каковым отношу и себя. "Криптовалюта" – это цифровая (виртуальная) валюта, единица которой – монета (coin), защищена от подделки, так как представляет собой зашифрованную информацию (cripto), скопировать которую невозможно. "Токены" ("жетоны") - это некая разновидность акций, цифровой актив, который инвестор получает от компании в обмен на деньги. Самой популярной криптовалютой считают биткоин  (BitCoin), одна "монета" которого сегодня стоит 5 553,58 доллара.  Год назад федеральная Комиссия по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission, или SEC) предупредила инвесторов не попадаться на удочку криптомошенников, веря знаменитостям, вроде звезды высшего общества Пэрис Хилтон или бывшего боксера-профи Флойда Маквезера. "Любая знаменитость или вообще любой, кто утверждает о надежности токена или биткоина, - гласило заявление SEC, - должен сообщить суть, масштаб и сумму компенсации, полученной за такое утверждение. Отказ предоставить такую информацию нарушает антирекламные условия  федерального закона".  До этого SEC предупредила инвесторов о рисках ICO (Initial Coin Offering) - первичного размещения акций криптовалюты.

В конце июля 2017 года SEC признала токены криптовалюты ценными бумагами, то есть их выпуск должен сопровождаться соответствующими процедурами – например, допуском к ICO только квалифицированных инвесторов и регистрацией. В начале сентября 2017 года Китай полностью запретил проведение ICO и предписал компаниям вернуть привлеченные средства, что на время обвалило капитализацию рынка криптовалют. В конце сентября того же года примеру Китая последовала Южная Корея. По словам сооснователя британской брокерской компании Exante Анатолия Князева, не все инвесторы разбираются в финансовых деталях, но многие падки на модные слова и искусственный ажиотаж, причем жертвами афер с криптовалютой становятся инвесторы, уже пострадавшие от других афер.

Старая афера на новый лад

Таков, если угодно, вводный курс в дело Максима Заславского, которого агенты ФБР арестовали утром 1 ноября 2017 года в его доме на Ист 23-й Стрит в бруклинском районе Шипсхедбэй. В тот же день Заславского доставили в федеральный суд Восточного округа штата Нью-Йорк, где обвинили в мошенничестве с ценными бумагами при первичном размещении криптовалюты (ICO). В предварительном обвинении (Criminal Complaint), которое представил судье-магистрату следователь ФБР Джон Лиро 27 октября, получая ордер на арест Заславского, пояснялось, что  Заславский и две его компании – Diamond Reserve Club World (DRC World) и REcoin Group Foundation - продавали незарегистрированные ценные бумаги и предлагали инвесторам несуществующие токены или криптовалюту, которые позже начальник нью-йоркского отделения ФБР Уильям Суини назвал "ничего не стоящими сертификатами". Инвесторам обещали солидный возврат инвестиций от деятельности компаний, которые фактически ничем не занимались.  До появления компьютеров такими аферами успешно занимались с помощью телефонов, но, как выразился тот же Суини, "Заславский и его сообщники перевели  старую аферу на язык новой валюты". 

Бывшие советские граждане наверняка помнят грозное слово "валютчик", которым клеймили смельчаков, посягнувших на монополию государства проводить любые операции с валютными ценностями. Этот преступный промысел, задавленный на заре советской власти, возродился и стал процветать вместе с хрущевской "оттепелью", но был снова задавлен тем же Хрущевым. Статья 88-я российского уголовного кодекса, как и аналогичные статьи кодексов других республик СССР, получила вторую часть, по которой торговцу валютой грозило от 8 до 15 лет лишения свободы, а то и расстрел.

В постсоветской России эту статью отменили, расстрелянных валютчиков Яна Рокотова по кличке "Косой", "Владика" Файбишенко и "Дим-Димыча" Яковлева возвели в сан мучеников, а их последователей уважительно величают финансистами или банкирами.

Максима Заславского тоже можно назвать валютчиком в нехорошем смысле этого хорошего слова, хотя он был валютным мошенником. "Отбросив жаргон XXI века, - гласило обвинительное заключение, - это было "мошенничество с обычными характеристиками многих финансовых афер". Как заявил 15 ноября бруклинский федеральный прокурор Ричард Донохью, комментируя признание подсудимым вины, "расcчитанная ложь Заславского и других привела к тому, что ничего не подозревавшие инвесторы под видом криптовалюты покупали ничего не стоившие сертификаты". Следом за ним начальник нью-йоркского ФБР Уильям Суини напомнил, что "преступники, которые манипулируют и обманывают народ ради собственной финансовой выгоды, подрывают стабильность и безопасность наших инвестиционных рынков".

Жить. Любить. Смеяться.

Доставленного после ареста в суд 1 ноября 2017 года Заславского обвинили и  предоставили ему казенного адвоката Милдред Уолен. Обвинение представлял помощник федерального прокурора Джулия Нестор, и позже к ней добавили русскоязычного следователя прокуратуры Андрея Спектора, который, похоже, стал постоянным участником "русских" дел федеральной прокуратуры Восточного округа штата Нью-Йорк. В тот же день Максима Заславского освободили под залог в 250 тыс. долларов недвижимостью, а точнее, домом семьи Заславских в Бруклине. Гарантами залога стали родители Максима и его брат Дмитрий, который написал, что работает исполнительным директором инвестиционного банка Morgan Stanley с зарплатой 450 тыс. долларов в год.

В предварительном обвинении, составленном агентом ФБР Джоном Лиро, утверждалось, что махинациями с криптовалютой Заславский выманил у инвесторов больше 300 тыс. долларов, что для современных кибержуликов совсем не много. 25 июля 2017 года в Греции арестовали 38-летнего россиянина Александра Винника, который, как утверждает федеральная прокуратура Северного округа штата Калифорния, с 2011 года без лицензии "провел" через биржу криптовалюты BTC-E примерно 4 млрд долларов, что фактически было отмыванием денег. В мае 2018 года Винник из тюрьмы в Салониках оформил явку с повинной в генпрокуратуру России, сознавшись, что нанес своей стране ущерб на 750 млн рублей, но в июле греческий суд принял решение экстрадировать его не в США и не в Россию, а во Францию, где Винник тоже порядком наследил.

Но это к слову, которого из песни о криптовалютных аферах не выкинешь. В предварительном обвинении по делу Заславского следователь ФБР Джон Лиро сообщил, что Максим представлял REcoin как первую криптовалюту, обеспеченную недвижимостью. Он уверял инвесторов, что в его компании работают юристы, брокеры и бухгалтеры, которые гарантируют надежность и законность инвестирования криптовалюты вкладчиков в недвижимость в США, Канаде, Японии и Австралии. В действительности ничего подобного не было, и с июля 2017 года через REcoin Заславский обманом получил около 300 тыс. долларов, убеждая инвесторов, что собрал полтора миллиона. Аналогичным образом работала его "бриллиантовая" компания DRC World, которая предлагала инвесторам криптовалюты минимум от 10% до 15% прибыли в год и получила примерно 100 тыс. долларов, хотя "большинство этих инвестиций были переводами от сделок с недвижимостью". Как заявил тогда глава нью-йоркского отделения ФБР Уильям Суини, "предположительно Заславский с сообщниками убеждал инвесторов поверить, что они вкладывают средства в криптовалюту, обеспеченную...   бриллиантами. Однако, как  бывает с бриллиантами, их обещания были с пороками, а инвестиций не существовало".

В пресс-релизе бруклинской федеральной прокуратуры от 15 ноября 2018 года отмечено, что помимо уголовных обвинений Заславским занимается Комиссия по ценным бумагам SEC. Еще в октябре прошлого года комиссия обратилась в суд с гражданским иском, обвиняя Заславского и две его компании все в том же - мошенничестве и нарушении правил регистрации документов. Это дело рассматривается, и до решения суда активы ответчика были заморожены. Тогда Заславский в интервью "криптовалютному" порталу Anycoin Direct заявил, что «мы не обманывали своих инвесторов и предлагаем полный возврат средств всем, кто этого желает».   3 октября 2017 года, почти за месяц до ареста Максима,  на сайте российского информационного агентства "УтроNews" появилась статья Евгения Белоусова "Заправский 'аферист' Заславский?". Назвав его "мошенником земли русской", автор написал, что  с 2005-го  по 2014 год Максим Заславский был генеральным директором поисковой ИТ-компании "Яндекс. Украина", а в США создал гуманитарный фонд LLL Global с представительством в Украине под названием "Жить. Любить. Смеяться.".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру