Узбекские джихадисты в американских судах

Одного будут судить в Нью-Йорке, другого признали виновным в Денвере

В манхэттенский федеральный суд 21 июня доставили из соседней тюрьмы MCC 30-летнего иммигранта-ташкентца Сайфуллу Хабибуллаевича Саипова, и к восьми пунктам ранее предъявленного обвинения в умышленном убийстве ему добавили  шесть пунктов обвинения в попытке убийства.

Одного будут судить в Нью-Йорке, другого признали виновным в Денвере
Сайфулла Саипов

В Ташкенте Саипов окончил финансовый институт, работал бухгалтером в гостинице, ни плохим, ни хорошим себя не проявил и в 2010-м выиграл грин-карту в визовую лотерею. В том же году он появился в США и сначала жил у знакомых в Огайо. Там в 2013 году Сайфулла Саипов женился на уроженке Ташкента  Нозиме Одиловой, и они жили в городке Кайахога-Фолс, где Саипов зарегистрировал две компании автомобильных перевозок. Позже семья переехала во Флориду, где Саиповы жили в городах Форт-Майерсе и Тампе, а в 2017-м  оказались в нью-джерсийском городке Пассейк, где Сайфулла Хабибуллаевич работал водителем такси компании Uber. В 2015-м агенты Министерства внутренней безопасности допросили Саипова как замеченного в связях с двумя местными исламистами, находившимися под наблюдением подразделений по борьбе с терроризмом.

Флаг исламских террористов над больничной кроватью

31 октября 2017 года Сайфулла Саипов взял напрокат в местном универмаге Home Depot пикап и прибыл в Нижний Манхэттен, где выехал на велодорожку и стал давить людей, убив 8 и ранив 12 человек. Затем он выскочил из пикапа с криком "Аллах акбар!" и при задержании был ранен полицией. Ответственность за этот теракт взяло Исламское бандитское царство-государство ИГИЛ, а в пикапе нашли флаг ИГИЛ и листок с надписью по-арабски: «ИГ будет жить вечно!». В манхэттенской больнице Белвью Сайфулла Хабибуллаевич попросил, чтобы над его кроватью прикрепили флаг ИГИЛа, и в 104-м выпуске еженедельного информационного бюллетеня ИГИЛа "Аl-Naba" Саипова назвали «солдатом халифата», который ответил на призыв к нападению на "граждан стран-крестоносцев, участвующих в союзе против Исламского государства".

После ареста Саипов отказался от права не свидетельствовать против себя и заявил, что, будучи истинным правоверным и адептом джихадистской группировки "Исламское государство", он хотел убить в Нью-Йорке как можно больше неверных. 31 октября прошлого года он был доставлен с суд в инвалидном кресле, выслушал обвинение и не попросил об освобождении под залог. Половина 12 раненых Саиповым оказались в тяжелом состоянии, и недавно в федеральной прокуратуре решили квалифицировать полученные ими травмы как попытку убийства. Помимо этого Сайфуллу Хабибуллаевича добавочно обвинили в нанесении тяжких телесных повреждений смертоносным оружием, каковым был признан пикап. Каждый из 6 пунктов попытки убийства грозит 10 годами лишения свободы, а каждый из 12 пунктов телесных повреждений 20 годами, и эти 300 лет могут быть добавлены к 160 годам тюрьмы за 8 убийств, так что Саипов сможет выйти на свободу в зрелом возрасте 490 лет, минус 69 лет за хорошее поведение. Если, конечно, его не приговорят к смертной казни. Начало суда присяжных по делу Саипова ориентировочно назначено на 7 октября 2019 года.

Несостоявшийся выстрел денверской "Авроры"

В манхэттенском федеральном суде Сайфулла Саипов появился 22 июня, а накануне присяжные федерального суда штата Колорадо в Денвере после 18 дней слушаний и недолгого совещания признали еще одного узбека-исламиста, 41-летнего Жамшида Мухторова, виновным в оказании помощи террористической организации "Исламский союз джихада" ("Islamic Jihad Union", или IJU), которая базируется в Пакистане.  Присяжные - 6 мужчин и 6 женщин - сняли с Мухторова обвинение в оказании IJU помощи средствами связи. Агенты ФБР арестовали Жамшида Мухторова 21 января 2012 года в Чикаго, когда он пытался улететь из США в Турцию. При себе у него нашли 2865 долларов наличными и недавно приобретенные два iPhones, планшет an iPad и  навигатор GPS.

К этому времени за Жамшидом Мухторовым давно следили, и в одном перехваченном телефонном разговоре он сказал своему единоверцу и сообщнику Бахтияру Жумаеву, что он действительно готов "сражаться и отдать жизнь во имя джихада" и "мы поднимем знамя джихада с оружием в одной руке и Кораном в другой". Свою дочь Мухторов попросил молиться, чтобы он умер мучеником в священной войне. Мухторов с семьей живет в денверском пригороде Арора, название которого пишется как наша Аврора, а Жумаев живет в Филадельфии, где его арестовали тогда же, когда Мухторова. В минувшем апреле присяжные того же суда в Денвере признали Жумаева виновным тоже в помощи IJU, и судья Джон Кейн назначил его приговор на 18 июля, а даты приговора Мухторову пока нет.

После ареста Мухторов провел  месяц  в федеральной тюрьме Энглвуд, после чего был освобожден под залог, и его адвокаты больше 6 лет тягались с прокуратурой. В суд он явился с густой бородой, в сером костюме и полосатом галстуке, а его жена в длинном красном платье и головном платке сидела в первом ряду так же невозмутимо, как Жамшид. Слушания начались 24 мая, и во вступительной речи федеральный обвинитель Грег Холлоуэй сказал присяжным, что подсудимый поклялся в верности Исламскому джихаду, в рядах которого собирался стать "экспертом по пропаганде", но, тем не менее, умереть во имя Аллаха с оружием в руках. Адвокат Кэтрин Стимсон в свою очередь сообщила присяжным, что все разговоры ее клиента о вступлении в ряды джихадистов были  просто детской  фантазией, вроде мечты поступить в кавалерию и скакать на коне с мечом в руке рядом с Лоуренсом Аравийским. О том, что легендарный Томас Эдвард Лоуренс был чистокровным британцем, археологом, дипломатом, писателем и офицером, Кэтрин Стимсон не знала или не сказала. Она настаивала, что Жамшид Мухторов сочинил сказку про себя в джихаде, тогда как на самом деле это законопослушный водитель грузовика, пахавший по 18 часов в день.

Борец за права человека, он же террорист

В деле "США против Жамшида Мухторова, он же Абумумин Мухторов, он же Абу Мумин" более 900 документов, значительная часть которых засекречена на трех уровнях ( Level 1, 2 и 3). До Кэтрин Стимсон у него были казенные адвокаты Рэймонд Мур,  Брайан Лиди и Уоррен Уильямсон, из ходатайств которых следует довольно многое. В частности, что Мухторов с женой и двумя детьми "покинул свою родину Узбекистан из-за преследования руками авторитарного правительства". В 2007 году они получили статус политических беженцев и поселились в Ароре, где - по данным на февраль 2012 года - он водил грузовики в нескольких компаниях, его жена тоже работала, а дети учились в школе.

"Перед тем, как получить статус беженца в результате политического преследования в Узбекистане, - написали Мур и Лиди, - Мухторов посвятил себя за большой собственный счет борьбе за права человека в своей стране. Его усилия и жертвы привлекли внимание правозащитных организаций Средней Азии, но, к сожалению, и внимание властей Узбекистана, что заставило его бежать с семьей из этой страны". Это было написано после ареста Мухторова в ходатайстве освободить его под залог и, судя по всему, произвело впечатление на судью-магистрата. Иное впечатление на него произвел следователь ФБР Дональд Хэйл своим предварительным обвинением, получая ордер на арест Мухторова. Подробно рассказав судье, что такое "Исламский союз джихада" (IJU) и какие кровопролитные теракты на счету этой организации, Хэйл уточнил, что агенты бюро засекли связь Жамшида Мухторова с IJU на сайте www.sdiqlar.com через посредника, известного как "Абу Мохаммед", с которым Мухторов как минимум обменивался сообщениями. После определения характеристик компьютера (лаптоп Sоny Vaio) и модели мобильника (Android Blackberry), с которых передавались эти сообщения, 5 февраля 2011 года было установлено, что ими пользовался Жамшид Мухторов, после чего он попал в активную разработку.

"Свадебный подарок" Исламскому союзу джихада

8 марта 2011 года Жамшиду позвонил известный ФБР "сообщник" (судя по всему, Бахтияр Жумаев), которому он передал привет из "свадебного дома" и прочитал часть обращения IJU, назвав эту террористическую организацию "нашими друзьями там". Мухторов также сказал, что "друзьям" нужна материальная помощь, и спросил, не помнит ли сообщник Джуму Намангани (узбека Джумабая Ахмаджановичча Ходжиева, уроженца Наманганской области и основателя "Исламского союза джихада", убитого в 2001 году в Афганистане прямым попаданием американской ракеты в его машину). Сообщник ответил, что очень хорошо помнит Намангани, и предупредил Мухторова, чтобы тот был осторожнее при упоминании этой фамилии по телефону. Затем Мухторов связывался с "Абу Мохаммедом", которому сказал, что "готов для любого задания, даже с риском смерти", а затем сообщил, что сообщник прислал ему деньги на "свадебный подарок". Ему ответили, что с подарком нужно повременить, а он  спросил, пригласят ли его "на свадьбу", куда ему очень хочется попасть и послушать "главного организатора". 4 апреля 2011 года "Абу Мохаммед" написал Мухторову, что организатор свадьбы  занят, на что Жамшид обиделся и через месяц ответил, что хотя его не пригласили на свадьбу, он все равно полетит в Стамбул до того, как начнется "сезон жары", и привезет "свадебный подарок". Для агентов ФБР, которые отслеживали эти сообщения, конспирация Мухторова звучала детским лепетом, и когда 21 января 2012 года он улетал из Чикаго в Стамбул со "свадебным подарком" джихадистам в виде почти трех тысяч долларов наличными, двух мобильников, планшета и навигатора, его арестовали. Вот вам и борец за права человека! "Сегодняшний вердикт отражает силу и характер нашей следственной группы, ФБР и системы американского права, - заявил 21 июня федеральный прокурор Колорадо Боб Тройер. - Мы благодарим присяжных за их существенную роль в этой системе и за службу нашей стране".   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру