Экономические итоги года: безработица идет вниз, инфляция набирает обороты

Экономические итоги года: безработица идет вниз, инфляция набирает обороты
Фото: Pixabay.

Преступность

Если не считать попыток администрации Байдена, пока что безуспешных, провести в жизнь свои социально-экологические инициативы стоимостью почти $2 трлн, то аналитики выделяют на фронте экономической преступности следующие магистральные явления.

Участившиеся крупномасшатбные кражи в магазинах, осуществляемые организованными бандами воров, с последующим сбытом краденого на онлайновых торговых платформах типа ebay. Сильно пострадавшие магазины, особенно в Калифорнии, закрываются и переезжают в более безопасные районы.

Рядовые граждане, с детьми и без, напуганные ростом преступности в целом, бегут из Лос-Анджелеса, Чикаго, Нью-Йорка на юг и юго-запад. Вместе с ними в те же относительно благополучные и налогово необременительные места перебирается все больше и больше предприятий и организаций.

В связи с переводом корпорациями заметной части своей деятельности онлайн (под влиянием пандемии и других факторов) увеличилось количество хакерских атак на компьютерные сети бизнесов. Чем больше зависимость бизнесов от компьютеров, тем они уязвимее перед хакерами. Памятно случившееся в мае нападение киберпиратов на компанию Colonial Pipeline, снабжающую топливом юго-восточные штаты страны. Компании пришлось уплатить бандитам многомиллионный выкуп, часть которого, правда, удалось вернуть.

Платить жертвам виртуальных гангстеров выкуп или не платить - вот в чем вопрос. Есть данные, указывающие на то, что те, кто платят, подвергаются повторным налетам. С другой стороны, чем успешнее компания, тем сильнее ее желание поскорее вызволить из плена свои компьютеры, простой которых обходится им дороже, чем выкуп, затребованный рэкетом. Как бы то ни было, расходы бизнеса на обеспечение компьютерной безопасности выросли и, по всей видимости, будут расти и далее.

Торговля

В сфере розничной торговли сохраняется тренд на переход от традиционного офлайнового к онлайновому бизнесу, что с особой наглядностью подтверждают нынешние праздничные распродажи. Материальные магазины и целые магазинные сети закрываются, Amazon процветает необыкновенно.

Дифференциация

Пандемия ковида усугубила имущественное и классовое расслоение американского общества. Те, кто включен в современную цифровую экономику, чувствует все большее отчуждение от сограждан, остающихся в экономике материальной, предполагающей высокую степень прямого контактирования между ее участниками. Первые, способные работать в удаленном режиме, пострадали от вируса куда меньше, чем вторые. Они и спокойнее сносят всевозможные ограничения, которые продолжают накладывать власти левоориентированных штатов на бизнес-деятельность в физическом, высококонтактном пространстве.

Мода

Функционирующий виртуально сегмент общества — главная движущая сила нового увлечения облачным программированием, криптовалютами, электромобилями, беспилотным транспортом. Именно на финансовое стимулирование данного сегмента рассчитаны многие «зеленые» начинания администрации Байдена.

Безработица

Положение на рынке труда значительно улучшилось по сравнению с катастрофическим прошлым годом, но остается хуже, чем было в канун пандемии. Безработица по-прежнему находится выше 4-процентного уровня; занятость среди расовых меньшинств, поправившаяся при Трампе, снова понизилась. Возвращение людей к трудовой деятельности многие месяцы тормозили сверхщедрые пособия, которые выплачивала им и предыдущая, и нынешняя администрация. Стабилизации положения, в первую очередь в сфере услуг, мешает рост забастовок и, главное, резко усилившаяся мобильность рабочей силы. Люди стали куда активнее менять работу, повышая попутно свою квалификацию, а иногда без всякого повышения, требовать более высокого вознаграждения за свой труд. Количество незамещенных вакансий огромно, оно явно превышает количество людей, активно ищущих работу. Доля трудоспособного населения, занятая в производстве, не дотягивает до препандемического уровня, хотя и тот был далеко не восхитительный — 63,3%.

Инфляция

Самым заметным и всенародно обсуждаемым событием в области экономики в уходящем году является, несомненно, инфляция. Закачивание государством огромных денежных средств в народное хозяйство не могло остаться без последствий. Когда пандемия ослабла и хозяйственная деятельность начала возрождаться, отложенный спрос, подогретый субвенциями, вырвался наружу. Предложение же, то есть производство, подавленное во время эпидемии, объективно не могло восстановиться столь же быстро. Волюнтаристские игры властей с закрытием экономики дорого обходятся подданным. В глобальных производственно-сбытовых цепочках образовались перебои. Результатом стал разгон инфляции по всей линейке товаров и услуг. Инфляция сегодня вернулась к рекордным темпам сорокалетней давности — 5-6 процентов, а то и более, что видно, например, по ценам в продуктовых магазинах, счетам в ресторанах, постое в гостиницах, стоимости авиабилетов и проезда в такси. Последние годы инфляция была умеренной в районе двух процентов в год или даже меньше.

Смена декораций на ценовой арене вынудила Центральный банк в оперативном порядке модифицировать свои приоритеты. Если на пике ковида Центробанк считал своей первоочередной задачей сохранение ликвидности банковской системы и предупреждение катастрофического роста безработицы, то после постановки диагноза, что нынешняя инфляция — феномен не скоротечный, а вполне себе долговременный, акцент переместился на противодействие дальнейшему стремительному повышению цен. Антиинфляционные мероприятия немало занимают и Белый дом, чьи настроения ЦБ не может игнорировать, хотя и является номинально структурой абсолютно самостоятельной. Как следствие смены курса ЦБ досрочно свернет программу закупок ценных бумаг, хранящихся на балансах коммерческих банков, посредством которой в банки в разгар пандемии закачивались денежные ресурсы, и также с опережением графика начнет планомерно повышать свою ключевую ставку; последняя имеет определяющее влияние на процент, который коммерческие банки назначают по своим обычным ссудам, предоставляемым бизнесам и частным лицам.

Потребление

Доля потребительских расходов составляет в ВВП США примерно две трети. Траты граждан взмыли во втором и третьем кварталах; оборот в розничной торговле в марте 2021 г. вырос на 11,3% против уровня предыдущего года. Однако уже в ноябре рост замедлился до 0,3% - явное свидетельство того, что шальные деньги, пролившиеся на население по указам Трампа и Байдена, истощаются. Больших скидок в послепраздничный сезон ожидать не приходится.

Данное обстоятельство, по оценке ряда аналитиков, должно, среди прочего, ослабить давление на стоимость покупного и съемного жилья на перегретом рынке недвижимости во Флориде. Нынешние безумные цены, которые платят зимой за жилье в «Солнечном штате» «перелетные птички» с севера, до следующего года, вероятно, не сохранятся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 24 декабря 2021

Заголовок в газете: Экономические итоги года: безработица идет вниз, инфляция набирает обороты

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях