Быт во время чумы

Свалка истории — конечный пункт автобусных маршрутов и закат односемейных домов

«Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену». Так начинается самый известный роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Все также знают, что молодой человек, располагающий средствами, не будет пользоваться городскими автобусами. Обвал пассажиропотока на автобусных маршрутах начался не с эпидемии COVID-19, а лет за семь до нее. И сразу в целом ряде населенных пунктов малых и больших — в Вашингтоне, Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами.

Свалка истории — конечный пункт автобусных маршрутов и закат односемейных домов

В урбанистических центрах Юга, где индивидуальный транспорт всегда являлся мощным конкурентом общественного, и в мегаполисах восточного побережья, где ситуация была прямо противоположная. Было бы понятно, если бы автобусное сообщение скукоживалось только в тех местах, которые сокращали его финансирование. Ан нет, это происходило и там, где власти вкладывались в наземный транспорт. Так что на сегодня статистика автобусных поездок самая низкая с середины 70-х годов прошлого века.

Плотность расселения в пригородах по сравнению с городами небольшая, что делает нерентабельным развитие общественного транспорта, но бегство американцев в предместья, потребовавшее от них пересесть в машины, явление давнее, не объясняющее тенденции последнего времени. Экономическое положение страны в этот период было нормальное, спрос на услуги транспорта у тех, кто живет в пригороде и работает в городе, не должен был бы падать. Не говоря уже об увеличении населения самих городов. И тем не менее...

Дело тут, видимо, в наложении одна на другую различных тенденций, не обязательно между собой тесно связанных, считают специалисты в области урбанистики. Так, в некоторых городах разрослась сеть метрополитена; на рынке транспортных услуг появились Uber и Lyft; не будем сбрасывать со счетов и массовое увлечение граждан велосипедами и мопедами как средством передвижения в часы досуга или в поездках на работу; неожиданное увеличение количества владельцев автомобилей в районах, где прежде первенствовал автобус. Добавим к сказанному, что в экономике, переживающей бум, всегда сложно найти квалифицированных работников, а если у тебя одновременно с этим большое количество водителей выходит на пенсию, то в системе возникают сбои.

Казалось бы, пожилые люди — костяк пользователей автобусами. Так и впрямь было до поколения бэби-бумеров, образующего нынешнюю когорту пенсионеров: они выросли на «колесах», автобусы и трамваи, на которых передвигались их родители, им самим чужды. Мало того, ввиду бурного развития электронной торговли и изобилия торговых центров в пригородах, где осели бэби-бумеры, отпадает необходимость в поездках в город, где некогда концентрировался шопинг.  

То, что в Атланте и Майами пользование автобусом упало прежде всего в состоятельных белых районах, не должно никого удивлять. После пяти месяцев эпидемии армия тех, кто работает удаленно из дома и не нуждается ни в каком виде транспорта, выросла разительно. Чем более белыми становятся города, тем больше пустеют автобусы.

Привлекательность автобуса как средства передвижения познается в сравнении с привлекательностью его главного конкурента — автомобиля. Если цена бензина остается без изменений или даже падает, а цена проезда в автобусе растет, то пассажир выбирает автомобиль. То же происходит при дешевом кредите на покупку автомобиля. И при наличии таких интернет-сайтов, как Craigslist, заметно облегчивших покупку подержанных автомашин. Тенденцию усиливает стабильность платы за парковку, которая не увеличивается параллельно с общим удорожанием городского жилфонда. С другой стороны, повысь автомобилисту тариф за въезд в город в часы пик, плату за стоянку или акциз на бензин, и ты получишь противоположный результат. Тот же эффект, надо полагать, будет иметь выделение автобусам эксклюзивной полосы на широких городских магистралях. Медленная скорость движения автобуса на переполненных улицах (в дополнение к остановкам) весьма отрицательно сказывается на его реноме.

Некоторые аналитики указывают и на такой экзотичный фактор атрофии автобусного сообщения, как разрешение, дарованное незаконным иммигрантам в ряде штатов, иметь водительское удостоверение. Утвердившийся в своих правах нелегал начинает презирать общественный транспорт, предпочитая ему транспорт индивидуальный.

Левые любят общественный транспорт, экологически дружественный, как они утверждают, и не любят индивидуальный. По той же причине якобы они любят скученные города и не любят малолюдные пригороды. Симпатии и антипатии левого лагеря здесь логически стыкуются. Неслучайно поэтому, что с конца прошлого года в «синих» демократических штатах набирает обороты движение отменить правила местных органов власти и управления, по которым предместья являются в основном зоной строительства отдельно стоящих односемейных домов. Жить следует, согласно завету Маяковского, «единым человечьим общежитьем». Без Россий и без Латвий. Делать жизнь с советского поэта не задумываясь предлагают звезды демократов, товарищи Элизабет Уоррен, Кори Букер, Джулиан Кастро.

В Орегоне легислатура приняла соответствущее законодательство в июне, через месяц после гибели Джорджа Флойда и спровоцированных ею беспорядков в Портленде и Юджине; до Орегона в декабре это сделал Миннеаполис, который спустя полгода посредством поджогов и мародерства покрыл себя неувядающей славой города-героя. Причем Миннеаполис отменил односемейные эксклюзивные зоны скопом, все зараз. Дабы избежать ожесточенных баталий вокруг того, какие районы умрут уже сегодня, а каким на время сохранят жизнь. Голоса в горсовете разделились в соотношении 12 к 1. Сиэтл в марте снял правило об односемейной застройке на 6% территории эксклюзивной зоны.

За коллегами на Северо-Западе и Среднем Западе намерены теперь последовать заксобрание Калифорнии и горсовет Шарлотсвилла в Вирджинии.

В 1926 г. Верховный суд признал за городскими властями право создавать районы исключительной односемейной застройки. С чистым воздухом, без строений, заслоняющих солнечный свет. Тихих, удаленных от оживленного транспортного потока. С несквозными улицами-тупиками, чтобы чужие машины по ним не ездили. По ним-то машины не ездят, соглашаются «зеленые», но предместья — органичная часть мегаполисов, и из-за первых вторые расползаются, что приводит к перенапряжению дорожных магистралей и чрезмерному загрязнению атмосферы. Разрешите строить многоэтажки в пригородах — и там в изобилии появится общественный транспорт и жилье сразу сильно подешевеет. Класс! Если забыть о тех, кто бухнул все свои сбережения в дом в надежде, что он не подешевеет. Негоже власти посвящать себя единственно тому, чтобы гарантировать частным лицам максимальное приращение их капитала, парируют левые. Ну вот и все, приехали.

Новости региона

Все новости