Таких мер ЦБ не принимал со времени финансового кризиса 2008 г.

Центральный банк США исполнил давнее пожелание президента Трампа и в воскресенье понизил свою ключевую ставку практически до нуля. Чем вызвал у главы государства прилив радости.

Таких мер ЦБ не принимал со времени финансового кризиса 2008 г.

Ставка Центробанка есть процент, который он берет с самых надежных коммерческих банков за краткосрочный кредит. Эта ставка, в свою очередь, определяет процент по ссудам, которые комбанки предоставляют частным лицам и организациям.

Чем ниже ссудный процент, тем выше спрос на заемный капитал. В условиях эпидемии коронавируса, вызвавшего спад хозяйственной деятельности во всем мире, понижение ставки ЦБ должно, в теории, позволить сохранить нынешний уровень инвестиций и потребления соответственно бизнесам и гражданам, в том числе тем, кто оказался на карантине или потерял работу из-за эпидемии. Гуманизм пополам со стремлением не допустить рецессию. Крупные банки заявляют, что на сей раз готовы подыграть властям и заметно активизировать предоставление потребительского кредита населению. Вместо того, чтобы пускать дешевые деньги на другие цели, например, скупку собственных акций.

Помимо суточного кредита, который Центробанк обычно предоставляет комбанкам, последним в свете чрезвычайных обстоятельств разрешено брать займы сроком до трех месяцев.

В начале месяца ЦБ с той же гуманитарно-прагматической целью сократил свою ставку одномоментно на полпроцента, но желаемого эффекта данный шаг не имел. Напротив: биржа обвалилась по причине того, что участники рынка сочли столь радикальную меру свидетельством пессимизма финансового истеблишмента США относительно перспектив быстрого преодоления эпидемии и ее отрицательных экономических последствий. Исходная реакция фондовых рынков на последнюю инциативу ЦБ была столь же разочаровывающей: еще до открытия торгов в понедельник ведущий биржевой индекс «Доу Джонса» потерял 1 тыс. пунктов, а на конец сессии — почти 3 тыс. пунктов. Это в процентном отношении самое большое однодневное падение биржи со времен «черного понедельника» октября 1987 г.

Помимо понижения ставки на целый процент Центральный банк огласил, что собирается скупить хранящиеся на балансах комбанков разного рода облигации примерно на $700 млрд, чтобы еще больше пополнить их оборотный капитал. Таких широкомасштабных экстренных мер ЦБ не принимал со времени финансового кризиса 2008 г.

Из $700 млрд порядка $500 млрд будут гособлигации казначейства, остальные — ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными. Таким образом Центральный банк надеется предотвратить дестабилизацию рынка покупного жилья.

Кроме того, увеличены сроки действия так называемых «своп-контрактов», то есть соглашений, по которым иностранные центральные банки покупают у американских коллег доллары за свою нацвалюту с обязательством обратного ее выкупа. Тем самым Америка гарантирует необходимый запас долларовой наличности в мировой экономике, опирающейся на доллар как на главное средство в международных расчетах.

Малые и крупные предприятия Америки сокращают персонал на фоне падающих продаж. Биржа в рекордно короткие сроки потеряла свыше 30% своей капитализации. Раздаются голоса, что во втором квартале объем производства может ужаться аж на 10%, на пике Великой рецессии 12-летней давности производство сократилось на 8,4 процента. Снова пошли и разговоры о том, что Америке стоит опробовать эксперимент, поставленный в свое время с неоднозначными результатами в Европе и Японии, и ввести пресловутую «отрицательную» ставку процента. «Отрицательная» ставка означает, что не заемщик выплачивает процент заимодавцу, а наоборот, а также что физические и юридические лица, хранящие средства на депозитных счетах, платят банкам комиссию за хранение, а не получают от них процент по вкладам, как сейчас. Иными словами, все, чтобы стимулировать потребление и наказывать за накопления.

Новости региона

Все новости