Нефть: Россия играет стратегически

Россия потеряет от $100 до $150 млн в день из-за развала сделки с ОПЕК по сокращению добычи нефти; договоренность рухнула из-за позиции, занятой Москвой на нефтяном саммите в Вене.

Нефть: Россия играет стратегически

Прогноз в интервью The Bell озвучил совладелец нефтяной компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун. Он назвал отмену соглашения нерациональным шагом. По его словам, потери такого масштаба складываются из-за ожидаемого падения стоимости нефти вплоть до $40 за баррель.

Предсказания бизнесмена оказались даже слишком оптимистичными: в понедельник цена скатилась до отметки $28 за баррель, наблюдавшейся в последний раз в феврале 2016 года, и на следующий день поднялась только до 35 — 36 долларов.

На сокращении добычи настаивала Саудовская Аравия, надеясь таким образом сохранить или даже повысить цены на топливо, упавшие по причине низкого спроса из-за коронавируса, парализовавшего авиа- и железнодорожные перевозки и вызвавшего закрытие множества предприятий. Угроза ликвидации замаячила и перед банками, существенно вложившимися в кредитование энергопромышленности.

До конца месяца действует соглашение о сокращении добычи на 1,7 млн баррелей в сутки. С 1 апреля обязательства утрачивают силу.

Формально противником России на совещании в Вене была Саудовская Аравия. На самом же деле главного противника в зале заседаний не было вовсе, отчего его влияние нисколько не уменьшилось.

Имя противника Кремля — сланцевая нефтегазовая индустрия Соединенных Штатов. Это источник энергетической независимости главного соперника — и основная альтернатива российским энергоресурсам, посредством которых Москва оказывает влияние на Европу. В 2018 году американские нефтяники отобрали у россиян звание крупнейшего нефтепроизводителя в мире. В Москве явственно ощущают взаимосвязь растущей крепости американской сланцевой нндустрии и наступательной санкционной политики Вашингтона в отношении РФ. Поэтому если за счет дешевой нефти можно обанкротить американских «партнеров», влезших в большие долги в предположении высоких цен на углеводороды, то «Париж стоит мессы», Эр-Рияд потерпит. С саудовцами россияне всегда при желании договорятся (о чем прямо сказал после венского саммита министр энергетики Александр Новак). А вот с американцами не могут. Ибо Америка в представлении кремлевских чиновников угрожает их режиму самим фактом своего существования.

Чем дольше Россия шла в одной упряжке с Эр-Риядом по пути сокращения своей добычи, тем большую долю нефтяного рынка она уступала американцам. Так в геополитику не играют, пришли к выводу в Кремле. «Роснефть», например, называла альянс с саудовцами «мазохизмом»: дескать, российская нефть дешевая, американское сланцевое горючее дорогое, так зачем нам содействовать его продвижению?

Терпеть дешевую нефть России проще, чем Саудовской Аравии, ибо россияне за счет нефти покрывают 37% своего бюджета, в то время как доля ее ответственности за саудовский бюджет достигает 65 процентов. России, чтобы сбалансировать бюджет, нужна нефть на уровне $42 за баррель, саудовцам - $80. Чем дешевле нефть, тем дешевле и рубль по отношению к доллару. Что хорошо для экспортеров нефти и для российского бюджета, если и не для рядовых покупателей импортных товаров.

Кроме того, «Роснефть» не забыла и недавних санкций, введенных адмнистрацией Трампа за поддержку ее дочерним предприятием антиамериканского президента Венесуэлы Мадуро. И, конечно же, в Кремле помнят, как Трамп усложнил, если вообще не сорвал, реализацию проекта «Северный поток-2», нацеленный на транспортировку сибирской нефти в Европу минуя Украину и Польшу.

Ходят слухи, что Россия в обмен на нефтяную сделку может потребовать большей помощи от арабских членов ОПЕК на послевоенное восстановление Сирии.

Саудовская Аравия ответила на недружественный демарш России резким увеличением добычи нефти с последующим резким сокращением цен от $8 до $6 за баррель. Поэтому прозводители сланцевой нефти в США вынуждены сокращать свою добычу, ибо в противном случае она становится нерентабельной, некоторым компаниям грозит банкротство. Больше чем на 10% упали акции даже таких гигантов, как Exxon Mobil и Chevron, загодя подготовившихся к функционированию в условиях дешевой нефти; еще больше пострадали монопрофильные геолого-разведочные фирмы вроде Pioneer Natural Resources.

Нечто подобное происходило на спаде нефтяного рынка 2014-2016 гг., обернувшемся закрытием множества предприятий и сокращением сотен тысяч рабочих мест. Повторение данного сценария было бы совсем не на руку Трампу. Как можно в свете этого всерьез воспринимать спекуляции на тему того, что Москва желает победы на перевыборах действующего президента?

В начале недели министр финансов Стивен Мнучин имел встречу с российским послом Анатолием Антоновым, на которой американская сторона подчеркнула важность «сохранения предсказуемости рынка энергоресурсов».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру