Перед рецессией: главы крупнейших корпораций США вспомнили о о социальной ответственности

Недавно в Америке произошло важное событие. О нем сообщили главным образом масс-медиа либеральной ориентации (The New York Times, CNN и т.п.) и экономические издания типа агентства Bloomberg и журнала Forbes, но никаких больших дискуссий их публикации не всколыхнули. А жаль.

Перед рецессией: главы крупнейших корпораций США вспомнили о о социальной ответственности

Вот суть этой стори. Участники «Круглого стола бизнеса», в котором представлены гендиректора крупнейших корпораций США, выступили с коллективным заявлением (его подписал 181 из 188 участников «Круглого стола»). Оно, как с иронией отмечается в редакционной статье еженедельника The Week, стало «чистой ересью» и «предательством» по отношению к свободной рыночной экономике.

Вспомнили о социальной ответственности: почему?

На протяжении 40 лет, пишет The Week, корпоративный мир безропотно преклонял колени перед экономистом-либертарианцем Милтоном Фридманом и его знаменитой доктриной: «У бизнеса есть только одна социальная ответственность – вести такую деятельность, которая увеличивает его прибыль». Однако к сегодняшнему дню американская разновидность капитализма (со «звериным оскалом», используя советскую терминологию) показала себя настолько антиобщественной (уже без кавычек), что ее клеймят не только левые политики типа Берни Сандерса и Элизабет Уоррен, но даже некоторые ведущие консервативного телеканала Fox News.

Итак, главы крупнейших корпораций пришли к выводу: им надо управлять своим бизнесом таким образом, чтобы от него получали пользу «все заинтересованные лица» – не только держатели акций компании, но и ее служащие, клиенты и общество в целом. Вот так! Покойный Милтон Фридман называл это «чистейшей воды социализмом». А в Америке «социализм» – это бранное слово.

Но, видимо, до американцев – по крайней мере до какой-то части их корпоративного и политического истеблишмента – наконец дошло: не всякий социализм – зло (европейский демократический социализм не имеет никакого отношения к советскому тоталитарному коммунизму, который лукаво именовали «социализмом») и не всякий капитализм – благо. Американский грабительский капитализм, сохранивший черты столетней давности, не является привлекательной моделью для жителей других развитых стран. А американцам уже много десятилетий промывают мозги «американской мечтой»: трудись, молись, подчиняйся боссу - и воздастся тебе. Если и воздастся, то на небесах...

В Америке никто не призывает «свергнуть капитализм» – он является вполне жизнеспособной общественной системой. Свободный рынок на самом деле может творить чудеса. Но плодами этих чудес должны пользоваться не 1% и не 10% населения, как в США, а вся нация. В любой стране этого добиваются государственным контролем и налогообложением. Поскольку случаи добровольного ограничения собственной жадности встречаются редко.

Когда государственного контроля не хватает, происходят эксцессы жадности: жадность банков ввергла мир в «Великую рецессию» 2008–2009 годов; жадность фармацевтических монополий разрушила жизнь миллионов людей опиоидными препаратами, имеющими наркотический эффект; жадность нефтегазовой и угольной промышленности довела до ручки климат планеты; хайтековская индустрия подсадила миллиарды людей во всем мире на гаджеты и социальные сети, через которые она выуживает нашу личную информацию и торгует ею, извлекая гигантские барыши. Таков американский капитализм XXI века, который распространяется по всему миру подобно инфекционному вирусу и разрушает ткань человеческого общества и его морали. Жадность – это болезнь: не зря ее включила в свой перечень диагнозов Американская психиатрическая ассоциация.

Монополии решают все

Ситуацию более предметно разъяснил через CNN Джеффри Сакс – профессор Колумбийского университета, директор Центра устойчивого развития. Если вы вдруг забыли это имя, спешу напомнить: Джеффри Сакс был экономическим советником первого правительства постсоветской России, при Ельцине и Гайдаре. В путинскую эпоху кремлевская пропаганда сделала его этаким американским пугалом, виновником ужасов, пережитых россиянами в 90-е годы. Почему-то консультации Сакса помогли Словении (1991 г.) и Эстонии (1992 г.), но не помогли России (1991 – 1993 годы.). Может, Сакс тут ни при чем, а виноваты российские коррупция и анархия?

Большому бизнесу давно пора осознать свою ответственность, говорит профессор Сакс. Его главной целью на протяжении предыдущих десятилетий было генерировать максимальную прибыль для владельцев корпораций; эта цель оказалась «невероятно разрушительной» для американской экономики и американского общества, «и ее разрушительное воздействие продолжается по сей день».

В конце 1970-х годов, напоминает Джеффри Сакс, Верховный суд США открыл шлюзы для вливания корпоративных денег в политику под предлогом защиты «свободы слова». В начале 1980-х, при Рейгане, были снижены налоги на корпорации и на самых богатых, был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, а профсоюзы были загнаны в угол (к сегодняшнему дню их почти не осталось – в них состоит только порядка 10% работающих американцев. – И.Б.). Добавим, что так называемая «дерегуляция» финансового сектора и всей экономики продолжалась и при всех последующих президентах – кроме разве что Обамы, которому пришлось разгребать руины и завинчивать гайки после «Великой рецессии».

В 1978 году, констатирует Сакс, зарплаты гендиректоров компаний были в 23 раза выше, чем у рядовых работников, а в 2018-м – в 221 раз выше (!). Чистая прибыль корпораций (после уплаты налогов) за этот же период суммарно увеличилась с 6,9% ВВП страны до 9,9%. Зато реальные доходы американцев с 1978 года не выросли вообще.

Корпорации игнорируют даже тот слабый госконтроль, который есть в Америке. Их привлекают к судебной ответственности, они платят гигантские штрафы во внесудебном порядке и избегают суда. Достаточно вспомнить банковское мошенничество Wells Fargo, нарушение личной тайны миллионов людей соцсетью Facebook, эпидемию злоупотреблений опиоидами благодаря агрессивному маркетингу компании Purdue Pharma. Теперь компании по производству фастфуда и сладких прохладительных напитков защищают свои многомиллиардные прибыли, указывает Сакс, пытаясь доказать, что они якобы предлагают людям «здоровый выбор»; на самом деле они виновники эпидемии ожирения и нарушений обмена веществ.

По идее, заключает профессор Сакс, на выборах 2020 года должна наступить расплата. Но политическая система США находится в руках корпоративных лобби – Уолл-стрита, медико-страховых и фармацевтических компаний, военно-промышленного комплекса, NRA (Национальной стрелковой ассоциации), нефтегазовых корпораций и т.д. Они закачивают в политику миллиарды долларов, покупая нужное им законодательство. Богатые становятся все богаче, бедные – беднее.

...Но вернемся к благородной инициативе корпоративного «Круглого стола»: что вдруг заставило тех, кому приносит колоссальные доходы этот капитализм со «звериным оскалом», высказаться за то, чтобы у него появилось «человеческое лицо»? Если вы скажете, что они это сделали не от хорошей жизни, то окажетесь правы.

Угроза рецессии обязывает

Одна из любимых тем последнего времени в американских СМИ – сроки наступления следующей рецессии. Эксперты, которых опрашивают масс-медиа, называют разные сроки, но с очень небольшим разбросом – от конца 2019 года до первой половины 2021-го. Рецессия, иными словами, уже стучится в дверь. И никакие победные реляции Белого дома о «фантастическом подъеме» американской экономики не могут поколебать этот консенсус экспертных прогнозов.

Среди предсказаний грядущей рецессии немало апокалиптических: ряд экспертов считает, что «жахнет так, что мало не покажется». И рост как на дрожжах биржевых котировок в последние годы не опровергает, а лишь укрепляет ожидания приближающегося «момента истины»: чем выше взлет, тем больнее будет падать.

Авторитетный интернет-ресурс businessinsider.com пишет о надежном признаке приближения экономического спада. Перед каждой из последних семи рецессий (начиная с 1950 года) спред между доходностью краткосрочных и долгосрочных облигаций Минфина США уходил в минус, и именно это наблюдается сейчас. Специалисты финансовой сферы называют это явление «инверсией кривой доходности» (yield-curve inversion). Если двухлетние казначейские обязательства приносят больший доход, чем десятилетние, это сигнал беды.

Соотношение доходности этих двух видов облигаций Минфина сейчас имеет самый минусовый показатель с марта 2007 года (напомним: это было за полгода до начала финансового кризиса, переросшего в рецессию) – минус 6,2 базисного пункта (так финансисты называют одну сотую долю процента). А инверсия кривой доходности между самыми «короткими», трехмесячными облигациями и 10-летними достигла аж минус 47 базисных пунктов.

Эти финансовые реалии означают, что инвесторы предвидят грядущий экономический спад и поэтому избегают риска. Их пугают торговые войны Трампа (недавно глава Белого дома заявил, что он якобы возобновил переговоры с китайцами, но Пекин это тут же опроверг), которые бьют не по китайским и прочим экспортерам, а по американским импортерам: именно они вынуждены платить пошлину за ввоз продукции из-за рубежа. (И перекладывают финансовое бремя от трамповских санкций на американского потребителя). Тревожат их и другие явления: непредсказуемость действий нынешней администрации, возможность развязывания новой войны – с Ираном, угроза рецессии в Европе из-за «Брекзита» и т.д.

Так что благородный жест «Круглого стола бизнеса» действительно не от хорошей жизни. Богатые увидели необходимость делиться – чтобы остальным было на что покупать. На их покупках держатся две трети экономики США.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру