Разукрупняя монополии, Америка может утратить позиции лидерства на мировой бирже

Устоят ли американские гиганты?

В начале мая в Топ-10 самых дорогих компаний мира входили только американские. Этому благоприятствовало относительное преобладание американских акций на «бычьем» рынке (так называется период роста биржевых котировок, в отличие от «медвежьего» рынка, когда курсы акций падают), сильный доллар и высокий спрос на акции mega-caps компаний. Капитализация таких компаний более $300 млрд и за их акции даже платят премии сверх биржевой цены.

Устоят ли американские гиганты?

Все они базируются в США и сейчас инвестиции в них выгоднее, чем в европейские или азиатские компании. Так что гигантизм имеет свои плюсы.

Капитальное ралли, XXI век

Но, к примеру, в 2010 году 4 компании в Топ-10 являлись китайскими. Подобное (и даже худшее) возможно в ближайшем будущем, причем благодаря действиям американских властей. Поэтому полезно не просто привести список лидеров биржевых ралли, но и коснуться недавней истории – следить за ходом гонки не менее интересно, чем за этапами Формулы-1.

Сейчас впереди Microsoft. Она, Intel и IBM были первыми среди IT и хай-тек компаний, бросивших вызов индустриальным и сырьевым гигантам. В сентябре 1998 г. она потеснила General Electric c вершины пьедестала и продержалась там два года! В апреле 2003-го снова вышла в лидеры, но всего на три месяца.

Сверхдинамичным выдался 2007-й. Сначала круто продвигался «Газпром» – в мае в первую десятку, в июне шестое место, в августе третье, - и Миллер обещал, что его компания станет первой, кто преодолеет рубеж капитализации в $1 трлн. Слава богу, не сбылось. Зато летом в десятку ворвалась China Mobil. Цены на нефть тогда перевалили за сто долларов за баррель и нефтяники правили бал. К ноябрю китайцы вышли на третье место, а четвертое занял ICBC – Industrial and Commercial Bank of China.

Но этим сюрпризы Китая не исчерпались, и PetroChina поразила даже бывалых брокеров. Ее взлет был поистине реактивным, и в декабре уже она лидировала, причем с огромным отрывом, едва не преодолев триллионный рубеж и почти вдвое опережая Exxon Mobil! Впрочем, быстро сдулась, и к маю 2008-го Exxon вернулся на первое место, к июню «Газпром» на третье и в итоге весь пьедестал заняли газовики и нефтяники, а в первой шестерке их было пятеро.

Но наступил сентябрь, грянул финансово-экономический кризис и биржевые котировки посыпались вниз вместе с ценами на нефть и газ. Microsoft в лихие времена держалась стойко, периодически выходила на третье место, но это не удивительно, на то она и фактический монополист в массовых операционных системах. Главное то, что в феврале 2010-го в топ-10 появилась Apple, уже к маю поднялась на пятую позицию, а в июле – на третью. А в октябре, когда Стив Джобс, увы, покинул нас, его компания вышла на первое место в мировом зачете! Феноменальная динамика.

И ветеран IBM тряхнул стариной (4-е место), и компания Гейтса не подкачала – шла следом, так что в первой пятерке осталось всего две сырьевые компании, что предвещало перелом в пользу новых технологий. Но и в 2011 г. половину мест в десятке занимали нефтяники и газовики. Перелом произошел не сразу.

В 2012 г. Apple первой в истории преодолела рубеж в полтриллиона долларов, но смерть Джобса сказалась на успехах и начался спад. К лету 2013-го компания потеряла четверть стоимости, но все же удержалась на втором месте. А в июне произошло еще одно знаковое событие, более радостное: в топ-10 появился Google. К счастью, к концу года дела Apple наладились, она вернулась на первое место, на третьем шла Microsoft, на пятом Google, в первой десятке осталось всего две нефтяные компании – и ни одной китайской! Биржевой ландшафт заметно изменился и стал приобретать знакомый нынешний вид.

Ключевым стал 2015-й – в апреле детище Джобса преодолело рубеж в $700 млрд, а в мае уже вдвое обгоняло по стоимости Exxon. Летом предыдущего года нефтяные цены обрушились и сырьевой гранд стал дешеветь – в августе он уступил второе место компании Гейтса, в сентябре его обошел Google – и айтишники впервые заняли все три первых места.

Февраль 2016 года был ознаменован появлением в топ-10 Facebook и Amazon – новички не растерялись в высшей лиге и уверенно двигались вверх. В апреле 2017-го компания Безоса поднялась на 4-е место, а социальная сеть Цукерберга, улавливавшая все больше пользователей, дышала в затылок. В июле 2017-го она тоже обошла холдинг Уоррена Баффета, и новые компании заняли первые пять мест на капиталистическом олимпе!

Это положение (Apple, Amazon, Google, Microsoft и Facebook) сохранялось в июле 2018 года, когда лидер перевалил за $900 млрд, а Exxon опустился на 10-е место – sic transit gloria mundi. Так проходит мирская слава – и так меняется цвет времени. Наконец в сентябре был взят триллион!

Да, Apple не удержалась на этой высоте, но факт остается фактом: триллион был покорен, и теперь лишь вопрос времени, кто и когда снова его одолеет. Торможением лидера воспользовались Google, Amazon и Microsoft. Они бурно спуртовали, меняясь местами, и если Безосу не удалось достать яблочников, то в январе текущего года компания Гейтса повторила свой успех двадцатилетней давности, своей стабильностью подтверждая, что мир изменился кардинально. А 30 апреля она повторила достижение Apple и преодолела $1 трлн! Пусть всего на один день, но преодолела.

Июньский Топ-10

По сравнению с началом мая капитализация компаний в целом слегка просела вместе с биржевыми индексами, при этом кое-кто покинул группу лидеров, их сменили преследователи, и картина по данным YCharts на 5 июня 2019 г. такова: Microsoft – $963,98 млрд, Amazon – $855,92 млрд, Apple – $840,43 млрд, Alphabet (это известный всем старина GOOGL & GOOG) – $723,4 млрд, Berkshire Hathaway – $499,7 млрд, Facebook – $480,27 млрд, Alibaba – $393,75 млрд, Visa – $361,33 млрд, JPMorgan Chase – $357,16 млрд, Johnson & Johnson – $356,76 млрд.

Обратите внимание, в списке появилась Alibaba, китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Это настораживает. Особенно в свете намечающихся гонений на отечественного производителя.

Кстати, капитализация есть категория не только финансовая, но и социально-психологическая, ибо фактически является мерой ожиданий и доверия. «Фейсбук», к примеру, доверия инвесторов не оправдывает (как и доверия пользователей), эту компанию постоянно сотрясают скандалы, связанные с доступом к личным данным клиентов, с использованием ее социальной сети российскими троллями для вмешательства в американские и европейские дела, с фаворитизмом и манипулированием. В итоге после прошлогоднего крупного обвала его капитализация c начала мая снова падала и лишь в июне стабилизировалась.

Но не доверяют лидерам и в верхних эшелонах американской власти, в связи с чем возникает совсем не риторический вопрос.

Устоят ли наши гиганты?

Казалось бы, Америка должна гордиться своим лидерством в столь продвинутом бизнесе и своими компаниями, крупнейшими брендами мира, которые это лидерство обеспечивают. Капитализация любой из первой четверки превышает таковую для Топ-100 российских компаний ($592 млрд на 31 декабря 2018 года), а любой пары из первой тройки – ВВП России.

Тем не менее в США намерены провести антимонопольное расследование в отношении Amazon, Apple, Facebook и Google. Претензии к гигантам Кремниевой долины предъявляют как администрация, так и Конгресс, как республиканцы, так и демократы. Президент недоволен соцсетями, мол, Google, Facebook и Twitter подвергают сообщения консерваторов цензуре, что «неправильно», «несправедливо» и, возможно, «незаконно». Вторит ему сенатор-демократ Элизабет Уоррен, намеренная баллотироваться в президенты. Она включила «разрушение Кремниевой долины» в список предвыборных обещаний и грозит «сломать» Facebook, Google и Amazon после победы: «Двадцать пять лет назад Facebook, Google и Amazon не существовали. Теперь они входят в список самых богатых и узнаваемых компаний мира. Это хорошая история, которая также служит напоминанием того, почему правительство должно ломать монополии и продвигать свободную конкуренцию».

Но, похоже, Уоррен сама застряла в позапрошлом веке. Свободная конкуренция - это прекрасно, но со времен Акта Шермана и Standard Oil, против которой он был направлен, много долларов утекло. Попытка сломать гордость Америки, во-первых, вряд ли удастся – против Google уже велось подобное расследование, тянулось два года и закончилось пшиком. Во-вторых, мир ныне изрядно глобализован, в отличие от XIX века, и эти компании, включая Amazon (его деятельность отнюдь не сводится только к интернет-коммерции), транснациональны в полном смысле этого слова.

Это значит, помимо всего прочего, что они жестко конкурируют с такими же гигантами, в том числе китайскими – см. выше пример компании Alibaba. Даже в США далеко не все могут позволить себе айфон или компьютер Мак, обходятся самсунговскими «Гэлакси» и китайскими лаптопами. Тем более в России на рынке смартфонов Huawei опередила Apple, да и в иных странах подобная ситуация. А на крупнейшем в мире китайском рынке доля айфонов вообще едва заметна, там царят Huawei, Vivo, OPPO и Xiaomi.

И если все же удастся «сломать» IT и хай-тек лидеров Америки, например, разукрупнив их, то плюсы гигантизма будут утрачены. Такие компании феномен комплексный, интегральный, при дроблении они потеряют преимущества, чем воспользуются зарубежные соперники и захватят глобальный и наиболее перспективный рынок. Инвесторы будут покупать их акции, они оккупируют Топ-10, и я не думаю, что это пойдет на пользу нашей экономике, авторитету страны и ее будущему.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру