Торговый дефицит не так страшен, как его рисует Трамп

Статья «товары и услуги» во внешнеторговом балансе США за 2018 г. свелась с дефицитом в $621 млрд. Это почти на 25% больше, чем отрицательное сальдо по той же статье за 2016 г. - последний год президентства Обамы. Трамп, к его чести, не обратил на это внимание и не провозгласил всю свою экономическую политику несостоятельной по этой причине.

Торговый дефицит не так страшен, как его рисует Трамп

Хотя, наверное, мог бы, учитывая его нелюбовь к Обаме и чисто мистическую веру в то, что профицит внешнеторгового баланса — вещь безусловно позитивная, а дефицит — неизменно отрицательная.

С тем, что преобладание импорта над экспортом не обязательно зло, согласны экономисты и правой, и левой политической ориентации. Порой научный консенсус достоин того, чтобы ему доверился даже такой хулитель экспертных оценок, как Дональд Трамп.

Впрочем, не только президент, но и огромная армия его почитателей придерживается того же ошибочного мнения, что только экспорт хорош, поскольку создает рабочие места, а импорт плох тем, что эти места уничтожает. Если бы это и впрямь было так, мы бы стали свидетелями не скачка в показателе трудовой занятости американцев, которым ознаменовалось правление Трампа, - 4,9 млн мест за два года, а обратного — понижения занятости вплоть до рецессии. Ведь торговый дефицит же растет.

Как растущий торговый дефицит совмещается с увеличением занятости? Классическое объяснение следующее: американский доллар является доминантной мировой валютой. Им пользуются многие страны, иностранные предприятия и частные лица. Для осуществления торгово-экономических и финансово-кредитных операций. В качестве страховки от всякого рода нестабильности. Для расчетов по криминальным сделкам, если угодно.

Ни одна другая валюта не способна играть роль глобальной денежной единицы. Это порождает активный спрос на доллары на валютных рынках. Что ведет к его удорожанию. Дорогой доллар, в свою очередь, понижает конкурентоспособность американских товаров, идущих на экспорт, и повышает привлекательность зарубежного импорта.

Одного этого достаточно, чтобы разгадать загадку устойчивого дефицита внешнеторгового баланса Америки: глобализируя доллар, мы оказываем услугу всему миру, и он расплачивается с нами за это своими товарами и услугами. Официальная статистика, однако, не отражает объективного положения вещей. В противном случае торговый дефицит Америки резко бы сузился либо вообще трансформировался в профицит.

История подтверждает вышесказанное: с 1980 г. США лишь трижды сводили внешнеторговый баланс с положительным сальдо по статье текущих операций — в 1980-м, 1981-м и 1991 годах. Каждый из этих профицитов пришелся на экономически тяжелый год. Что неудивительно: рецессия подавляет спрос на импортные товары. Если Трампу действительно позарез необходимо положительное сальдо в торговле, то лучший способ добиться этого — последовать совету профессионалов и спровоцировать всемирный хозяйственный крах. Но так как экономика США растет быстрее экономик всех других развитых стран, то мы, повторимся, переживаем одновременно рост трудовой занятости и торгового дефицита. И наоборот: сравнительно медленный рост в странах — торговых партнерах США уменьшает их спрос на американский экспорт.

Добавим: научный консенсус не был бы научным без определенной нюансировки. Во-первых, импорт, конечно же, уничтожает какие-то рабочие места в Америке, но гораздо меньше, чем соперничество между отечественными производителями. Спады в производстве, разумеется, тоже бьют по занятости: во время последней тяжелой рецессии 2007 — 2009 гг. было потеряно куда больше рабочих мест, чем вследствие конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей. Не будем забывать и о прочей пользе международной торговли: она дисциплинирует отечественные бизнесы, расширяет потребительский выбор, смягчает последствия роста цен.

Во-вторых, хотя недобросовестные торговые практики иностранных партнеров пока что не являются главной причиной торговых дефицитов США, администрация Трампа совершенно права, привлекая внимание к привилегиям, которыми, скажем, Китай одаривает свои передовые предприятия. В форме дотаций, кражи иностранной интеллектуальной собственности, принуждения иностранцев к созданию совместных компаний с китайскими предпринимателями.

Здравые экономисты советуют Трампу сосредоточиться на этих прегрешениях и организовать на борьбу с ними всех ведущих торговых партнеров КНР. Это лучше, чем зацикливаться на ликвидации дефицита в двусторонней торговле с Китаем. Поскольку крупные дефициты существуют у Америки и в торговле с другими странами.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях