Помогут ли тарифы в борьбе с торговым дефицитом?

США, Канада, Китай

США имеют самый большой в мире торговый дефицит. Если помимо товаров учитывать также услуги, то в 2017 г. он составил $566 млрд. Если же учитывать только товары, то дефицит еще больше – $810 млрд. Поскольку в области услуг (финансовые, консалтинговые, туризм и пр.) мы в хорошем плюсе. В том числе и в делах с Китаем, но Трамп об этом не упоминает.

США, Канада, Китай

Протекционизм

Поэтому взглянем сами пристальнее на главные цифры: в прошлом году США экспортировали на $1,551 трлн товаров (в первую очередь самолетов, автомобилей и продуктов питания), а экспорт услуг составил $778 млрд. На импорт товаров потрачено $2,361 трлн (главные категории – автомобили, нефть и мобильные телефоны), услуг – $534 млрд.

Нынешняя администрация решила бороться с торговым дефицитом с помощью высоких тарифов на импорт. В марте их подняли до 25% на сталь и до 10% на алюминий. Месяцем раньше ввели крутые тарифы и квоты на импорт солнечных панелей и стиральных машин. Летом ударили тарифами по Европе и Китаю. С 24 сентября ввели "третий пакет" пошлин на импорт из Китая. Они составили 10% и были наложены на китайские товары на 200 млрд долларов. При этом Трамп предупредил, что если Китай пойдет на ответные меры, США обложат импорт из Китая пошлинами на 267 млрд долларов, то есть весь китайский экспорт в США.

Что ж, протекционизм - это старое как мир оружие. К примеру, после обретения независимости в течение двадцати лет в Вашингтоне было принято более 20 актов и тарифов, защищающих американское судостроение и торговлю. Каков же был результат? С одной стороны, удалось добиться, чтобы значительное большинство кораблей, прибывающих в порты США, были американскими, но попутно это привело к значительному росту цен на товары на внутреннем рынке и к недовольству судостроителей. В зависимости от типа судов, импортные материалы составляли 15–40% стоимости постройки, заменить их отечественными не удавалось и судостроители возмущались высокими тарифами на импорт.

То же самое происходит и сейчас, но не только в судостроении. Стиральные машины подорожали на 13%, стройматериалы еще больше, солнечная энергетика потеряла десятки тысяч рабочих мест, имеются и иные тревожные симптомы. Протекционизм – палка о двух концах.

Дефицит торгового баланса и его перспективы

Да, США могут сами производить почти все. Но некоторые страны могут делать это не хуже и при этом гораздо дешевле. Да, в производстве агропродукции и в продукции органической химии, транзисторов и компьютеров, автомобильных узлов и самолетов, телекоммуникационного оборудования США вполне конкурентоспособны, но в сегменте товаров широкого потребления им не тягаться с Китаем.

Страны, в торговле с которыми США имеют дефицит, могут либо предложить более дешевую продукцию, такую как товары широкого потребления или нефть. Либо они не нуждаются в американских товарах. Либо у них большой объем торговли с Америкой, но экспорт превышает импорт, в частности и в силу первых двух факторов. Продукция Китая дешевле, Японии – дешевле и лучше (взять те же автомобили или электронику), причем они не особенно нуждаются в американских товарах либо могут быстро найти им замену. К третьей категории (цены и качество товаров сопоставимы, но перекос торговли налицо) относятся Канада, Мексика и Германия.

Увы, так сложилось, что США имеют наибольший дефицит именно с Топ-5 торговых партнеров. Лидер по этому показателю, конечно, Китай (товарооборот - $636 млрд, дефицит - $375 млрд), откуда идет широкий поток бытовой электроники, тканей и оборудования. Причем большой вклад вносят американские компании, перенесшие туда производство. Встречный поток американских товаров втрое меньше – это в основном агропродукция, самолеты и электрооборудование.

На втором месте по торговому дефициту идет Япония ($204 млрд и $69 млрд соответственно). США поставляют ей агропродукцию, индустриальное оборудование, самолеты и фармацевтику. Импортируют автомобили, индустриальное оборудование и пр. Третье место занимает Германия ($171 млрд и $65 млрд). Экспорт США состоит из автомобилей, самолетов и фармацевтики, импорт примерно такого же состава (автомобили, промоборудование и также фармацевтика), но он преобладает.

Затем идут партнеры по НАФТА, почившему в бозе договору о свободной торговле. Это Мексика ($557 млрд и $71 млрд) – она поставляет автозапчасти, нефть и широкий спектр иной продукции, покупает в США автомашины, траки, автозапчасти. И Канада ($582 млрд и $18 млрд), дефицит в торговле с которой составляет всего 3% от товарооборота. Главный предмет ее экспорта в США - это автомобили и их узлы. Затем следует сырая нефть и промоборудование.

Данные только по товарам, без учета услуг, в связи с чем следует заметить весьма неприятную тенденцию. Дело в том, что динамика изменений экспорта-импорта, а значит, и дефицита торгового баланса, никак не соответствует задумке администрации!

Если профицит услуг понемногу растет, в том числе и в текущем году, то с началом торговых войн Трампа, с введением с июля новых тарифов против Китая и ЕС гораздо быстрее стал расти дефицит в торговле товарами: он подскочил сразу на 9% в июле и на 6,4% в августе. Третий месяц, начиная с июня, падает экспорт товаров, тогда как импорт неуклонно растет еще с апреля (данные Census Bureau).

Вспомним теперь об угрозе Трампа обложить 10-процентным тарифом весь импорт из Китая. Он составляет примерно $505 млрд, значит, доходы государственного бюджета вырастут на $50,5 млрд. Это сущие мелочи при дефиците бюджета под триллион долларов. А вот для американского потребителя рост цен на китайские товары на 10% будет весьма заметен. Или вы полагаете, что импорт из Китая сократится? С чего бы это, если себестоимость китайских товаров не на проценты, а в разы ниже, чем у конкурентов?

А вот удорожание американских товаров на китайском рынке приведет к их замещению продукцией из иных стран. Рынок самолетов захватит «Эйрбас» вкупе с «Бомбардье» и «Эмбраэр», сою китайцы станут покупать у соседей и ведут работу в этом направлении, к тому же у Китая есть и другие рычаги воздействия на США. Сейчас Пекин приступил к девальвации юаня – это усилит его экспортные позиции и приведет к сокращению импорта. Кроме того, дорогой доллар приведет к сокращению потока китайских туристов в Америку. И не следует забывать, что Китай является крупнейшим держателем наших долговых обязательств, примерно на $1,2 трлн. Понемногу он уже начинает избавляться от них…

Так что, повторю, протекционизм - это палка о двух концах, а в торговых войнах не бывает победителей. Проигрывают все - и в первую очередь потребители.

Новый договор с Канадой

Как вы могли заметить, Канада является главным импортером американских товаров ($282 млрд, вдвое больше, чем импортирует Китай), поэтому к ней надо бы относиться уважительно. Вместо этого ей выкручивают руки.

Итак, на смену NAFTA, соглашению о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (а оно привело к увеличению этой торговли вчетверо за четверть века), пришло менее выговариваемое и менее прозрачное USMCA. Хорошо ли оно для Канады? Да как сказать…

Что бы ни говорили по этому поводу Трамп и Трюдо, а они, понятное дело, говорят, что это хорошо, вопрос неоднозначен. Хотя бы потому, что соглашение содержит раздел 32.10, по поводу которого с резким заявлением выступило посольство Китая в Оттаве. Пекин возмущен тем, что новое соглашение сводится к выкручиванию рук, к политическому доминированию США, дающему право вето в торговле Канады и Мексики с Китаем. И я разделяю это возмущение, ибо Китай является наиболее перспективным рынком и партнером, который мог бы пошатнуть монопольное положение США в международной торговле Канады. Каковым южный сосед беззастенчиво пользуется.

Этот раздел фактически означает ограничение сделок в сфере торговли с Китаем, сообщил американский министр торговли Уилбур Росс. По его словам, если какое-либо из трех государств, подписавших соглашение, заключит торговую сделку со «страной с нерыночной экономикой», то другие участники договора через шесть месяцев смогут выйти из USMCA, образовав торговое соглашение на двусторонней основе. Министр считает, что таким образом будут закрыты лазейки для Китая, которые ранее использовались для легитимизации действий в сферах торговли, интеллектуальной собственности и субсидирования промышленности.

Создан прецедент, позволяющий в дальнейшем США включать подобное положение в тексты новых торговых договоров, надеется Росс, но не думаю, что с Европой этот номер пройдет. Собственно говоря, этим и отличается USMCA от NAFTA. Остальное уже незначительные детали. Будет сохранен механизм торговых споров, на чем настаивала Канада, однако ей пришлось пойти на некоторые уступки. В частности, американские фермеры получат ограниченный доступ к канадскому рынку молока (до 3,5% его объема). Также Канаде пришлось согласиться на квоту на экспорт автомобилей в США и сохранение тарифов на экспорт стали и алюминия.

Почему я на стороне Канады в данном вопросе? Потому что тарифы на ее сталь, алюминий и древесину уже привели к удорожанию строительства жилья в США и сделают менее конкурентоспособным американский авиапром. И потому что меры нынешней администрации, как видим, пока не дали желаемого эффекта, наоборот, привели к росту как торгового, так и бюджетного дефицита, а также инфляции и государственного долга. Тогда как ее поведение уже привело к резкому падению международного авторитета Америки. В том числе и в Канаде.

Там живет мой сын, и он сообщает мне, что у них набирает силу движение, призывающее не покупать американское. В том числе и молоко. Да, оно почти вдвое дешевле местного, но канадцы справедливо сомневаются в его качестве, опасаются наличия в нем гормонов, консервантов и антибиотиков. А главное, они возмущены поведением США и не хотят поддерживать своим кровным долларом нахрапистого южного соседа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру