Как и всех других, радости и печали страны и мира прошедшего года затронули и евреев. Цены, инфляция, пандемия, социальный и политический раскол, массовое недовольство властями и соседями ближними и дальними... Но есть и облегчение: экономика пока выстояла, ковид так не свирепствует, как раньше, больше свободы общения, возможностей путешествовать и развлекаться. Америка не участвует сегодня в катастрофических зарубежных войнах и более сосредоточена на внутренних проблемах.
В настоящее время в стране 7,6 миллиона евреев. Это число включает Рабиновичей и Голдштейнов, которые понимают "еврей" только как религиозную принадлежность и себя таковыми не считают. Есть около полутора миллиона атеистов, агностиков и прочих отрицателей корней и веры; около 700 000 ассоциируют себя с другими религиями.
Споры, кого считать евреем, имеют давнюю историю и не решены поныне. Когда еврей из России пытается объяснить, что он не русский, добиться понимания трудно, в анкете на вопрос nationality нет варианта еврей, пятую графу в советском паспорте не принимают во внимание.
Евреи, считающие себя верующими, разделены на деноминации и направления. Реформисты - 70%, консерваторы - 18, ортодоксы и хасиды - около 10. Есть реконструктивисты, гуманисты и прочие этого ряда, связанные с иудаизмом лишь в собственном воображении, их немного.
Есть много проблем, вызывающих размежевание: политические взгляды, культурные особенности, однополые браки, аборты, отношение к Израилю - от активной поддержки до дружеской критики, такой, что врагов не надо...
Сатмарские хасиды считают, что Израиль как государство не должен существовать, поскольку создан безбожниками-социалистами, не дождавшись прихода Мошиаха. В пропалестинских протестах участвует немало еврейской молодежи. Есть шумное и активное движение "Евреи за Христа", есть телепрограмма "Иисус был еврей"... Еврей Джордж Сорос потратил многие миллиарды на благотворительность, но не дал ни цента еврейским организациям и Израилю. Чудны и непостижимы дела твои, Господь, бесконечно терпение к грешным и глупым.
В последние годы в еврейской общине, никогда не отличающейся единством, обострились идеологические и партийные разногласия. В целом, более 70% американских евреев демократы. Среди реформистов демократов 80%, консерваторов 70, а среди ортодоксов - 75% республиканцы.
В Америке тысячи еврейских организаций озабоченных благополучием страны и общины, но что во благо, а что во вред, договориться не получается. Для многих организаций еврейские проблемы не приоритет, они политизированы и надеются, что добрые дела и просвещение спасут мир от вражды и антисемитизма.
Антидиффамационная лига прежде была серьёзным защитником евреев. Сегодня она больше всего занята проблемами нелегальных иммигрантов, цветных меньшинств, геев.
Решительный и бескомпромиссный защитник прав и интересов евреев Сионистская организация Америки. Вот ее недавнее характерное заявление: "CNN показала специальную программу об антисемитизме в США. К сожалению, как и ожидалось, CNN абсолютно игнорировала очень опасную угрозу исламской общины, "Чёрная жизнь значима" и в стенах Капитолия." Сионистская организация Америки часто критикуется другими еврейскими организациями, но остается бескомпромиссной.
В Нью-Йорке более тысячи синагог, больше чем в Иерусалиме. Старейшая в стране, в Верхнем Манхэттене, функционирует с 1654 года, построена эмигрантами из Бразилии. Темпл Эмануэл в Манхэттене одна из крупнейших синагог в мире.
Есть из чего выбирать. Но популярный анекдот рассказывает: еврей оказался на необитаемом острове, когда его нашли, увидели что он построил семь синагог. Зачем? - Взгляды и настроения изменялись, и, соответственно, прежние синагоги его не устраивали.
Я пока не нашёл стабильного места ни в одной синагоге, чаще хожу в ту, что поближе - Центральную в Манхэттене - прекрасное историческое здание, замечательный кантор, главный раввин женщина с гитарой, проповеди стараюсь не слушать, синагога реформистская, ультралиберальная, утешаюсь сознанием, что в божьем храме есть место для каждого.
Но когда хочу найти гармонию разума и веры, мой выбор консервативная синагога на Park Avenue в Манхэттене. Раввин Эллиот Косгров мудрый интеллектуал, не допустил превращения синагоги в арену политической пропаганды и тупиковых дискуссий и не пытается приспособить Тору к проблемам очередных выборов и последних новостей.
Большой интерес вызывают выступления президента Совета международных отношений Америки Ричарда Хаасса. Как правило, это часть новогодней программы. Хаасс независимый эксперт, не партийный пропагандист. Выступая перед еврейской аудиторией, он уделяет много внимания Израилю и его положению в мире. Причину неэффективности усилий, прилагаемых международными организациями и США по урегулированию израильско-палестинского конфликта, он видит в том, что в резолюциях и рекомендациях много риторики, но нет специфики - как они должны быть реализованы. Наиболее реальные перспективы он видит в сохранении существующего положения или аннексации Израилем территории некоторых еврейских поселений и самоуправлении палестинцев на Западном берегу и в Газе. Он очень сдержан в оценках и прогнозах, положение обязывает.
Пожалуй, единственное что объединяет сегодня евреев - тревога в связи с ростом антисемитизма. Больше всего инцидентов направлены на ортодоксов, они более заметны на улице. Чаще всего это дело рук хулиганов из социального дна. Но в студенческих кампусах антисемитизм это проблема для каждого, кто скажет слово в поддержку Израиля. Надежды на силу просвещения и разума оказались иллюзорными.
У евреев - выходцев из СССР и постсоветских государств много своих особенностей и проблем. По образу бытия и мышления они далеки от ортодоксов, но и к либерально настроенным реформистам у них скептическое отношение. Большинство голосовало за Трампа, и это отдалило их от еврейского мейнстрима. События в Украине, оценки и мнения о причинах и следствиях ещё более усугубили разобщение.
При всех проблемах бытия в Америке, еврейская община добилась замечательных успехов по уровню благосостояния, образования, социальной и политической активности. Но удельный вес евреев из-за низкой рождаемости и смешанных браков постоянно снижается, в то время, когда демографический рост других меньшинств и их влияние усиливаются. Вряд ли можно эту тенденцию изменить и в будущем.
В канун нового года евреи диаспоры больше думают об Израиле. Это не только святая земля, историческая родина, цитадель традиций, культуры, языка. Во многих странах даже те, кто никогда не думал об алие (эмиграции в Израиль), сегодня не исключают такой возможности.
После Хрустальной ночи, массовых убийств, погромов и арестов евреев нацистами английский парламент практически закрыл возможность эмиграции евреев в Палестину. Госдеп США не позволил кораблям с беженцами из фашистской Германии найти убежище в Америке, такой же политике последовали и другие страны. В 1939 году Германский союз Америки проводил массовые митинги против "еврейско-большевистского заговора" и Френка Розенфельда - президента Рузвельта и его "Jew Deal" - "New Deal". Радиопрограммы профашистов собирали многотысячные аудитории. Может ли история повториться? Для многих евреев ответ неоднозначен.
У библейского народа уникальная история, он сохранил свою веру и национальную самобытность в то время, когда многие, более многочисленные и могущественные цивилизации исчезли. Но евреи не идеализируют свою историю и своих героев. Разрушение Храма, падение государства Тора и Талмуд рассматривают как наказание за взаимовраждебность и злословие.
Обычно мифология и эпосы сохраняют память о победах и героях, но одно из центральных событий еврейской истории - рабство в Египте, подчинение и унижение. Праотец Авраам и его жена Сара отнюдь не лишены человеческих слабостей и предубеждений. Внутрисемейных проблем у них было не меньше чем в романах Толстого, Флобера или Мердок. Изгнание Хагар и Исмаила, готовность Авраама убить сына, как ни объясняй, потрясает воображение.
Библейский Моисей не герой без страха и упрёка. Сорок лет провёл пастухом в пустыне, потом сорок лет мучился со своими упрямыми соплеменниками, боялся возложенной на него задачи, не верил в свои силы, заикался, гневился; ему не было дано права дойти до Земли обетованной, и даже место могилы его неведомо потомкам.
Евреи пророки и цари совсем не безгрешны и не всегда справедливы, часто в конфликтах со своим народом, который не соблюдает заповеди, не держит обещание жить по законам Торы. Тора постоянно напоминает об угрозе и последствиях поклонения идолам, Золотому тельцу, но для очень многих деньги, обогащение становятся определяющим мотивом, целью и смыслом жизни.
Йом Кипур - судный день, день покаяния, искупления, который следует после Рош ха-Шана, предусматривает признание ошибок и вины, молитвы о прощении за многочисленные грехи - свои, семьи, общины и всего народа. Это традиция, восходящая ко временам Храма, противостоит тщеславию, самолюбованию, чувству собственного величия и превосходства. В этот день пристало усомниться в своих словах, поступках и правоте, услышать и понять другого, извиниться. Урок самопознания, мудрости и скромности, как это далеко от бытия и мышления самовлюблённых хозяев жизни, королей вселенной, претендующих на исключительность и превосходство.
В эти дни и многие светские евреи постятся и идут в синагогу; история, архетипы, родовая память остаются живыми. Тем, кто хотел бы о них забыть, жизнь напоминает и учит.
Тысячелетняя история преследований и жизни в изгнании побудила многих евреев искать спасение в отказе от родовой принадлежности, веры и традиций. Просвещение и идеология либерализма породили надежду, что общественный прогресс ведёт к сближению народов и культур, исчезновению межнациональных конфликтов.
В Европе, где процесс ассимиляции охватил большинство евреев, им удалось занять заметное место в образовании, науке, бизнесе, культуре... Фашизм пробудил к реальности. Не пощадили и самых лояльных, принявших новую веру и культуру.
После Холокоста, Нюрнбергского процесса возникли новые иллюзии. Евреи поверили в блага секуляризации, мультикультуры, интеграции и глобализации. Но сегодня в Европе, колыбели цивилизации и свободомыслия, евреи боятся ходить в кипе, зайти в синагогу, скрывают национальное происхождение. История европейских евреев близится к неизбежному завершению.
В Америке свои особенности, здесь другая история. Хотя "плавильный котел", всеобщая интеграция и ассимиляция в мультикультуру не состоялись и на первое место вышли размежевание и самоидентификация, но сохраняется признание, что это страна иммигрантов, где, никто, кроме индейцев в резервациях, не имеет права первородства. И все-таки Конституция и законы здесь сильнее национализма и экстремизма.
Сегодня невозможно строить далекие прогнозы; как говорит еврейская мудрость: "Человек строит планы, а Бог смеется". Это не о бессилии и безнадежности, а о необходимости реалистического мышления и готовности к поворотам судьбы и истории.