Гала-марафон Мет и другие оперные дела

Английская национальная опера хочет в сентябре начать свои спектакли... на лужайках парка, куда публика приедет в автомобилях и из них будет смотреть на сцену, где на безопасном расстоянии друг от друга появятся исполнители. Велосипеды и мотоциклы тоже разрешены.

Гала-марафон Мет и другие оперные дела

Мариинский театр проводит марафон опер и балетов Прокофьева (благо здесь были поставлены все, а некоторые не единожды) на своем сайте mariinsky.tv, а также в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», и щедро выкладывает на этих сайтах и другие сочинения классика, родившегося 23 апреля.

Большой в своих стримингах поосторожнее – «выдает» бесплатно только по два спектакля в неделю, но кроме него и так есть что посмотреть: бесплатные стриминги можно найти на сайтах всех главных оперных компаний Европы (Вена, Берлин, Баварская опера, лондонский Ковент-Гарден, Ла Скала) и некоторых фестивалей (Россини в Пезаро, Верди в Парме). Некоторые начали на своей сцене снимать концерты – тоже для бесплатного стриминга: глава Комише-опер Барри Коски сел за рояль и посадил на него или рядом своих лучших певиц, выпустив с ними восхитительные концерты из песен Вайля и еврейского кабаре.

Но опера даже в Германии с ее уникально-щедрой государственной поддержкой музыкального искусства, распространившейся на время карантина и на «вольных художников», находится в смертельной опасности: она и раньше зависела от дотаций – в Европе государственных и, меньше, корпоративных, в Америке главным образом частных. Ныне, с исчезновением покупающей билеты публики, в бюджетах театров возникли дыры, которые вряд ли удастся залатать вообще.

Уже раздаются призывы сделать стиминги платными и компании недаром разрешают смотреть каждый представляемый спектакль лишь в течение суток. Впрочем, люди скорее заплатят за что-то добровольно и, если «продукт» им нравится, будут более щедры. Наверное, это и заставило Мет устроить свой уникальный гала-марафон, который начался в прошлую субботу в час дня по нью-йоркскому времени и продлился ровно четыре часа, что, по словам Питера Гелба, который вел программу, для гала не так уж долго.

Девиз марафона - «Голос должен быть услышан». И мы и впрямь кого только не услышали (и увидели): Йонаса Кауфмана (Мюнхен) в арии из оперы Галеви «Жидовка», Ильдара Абдразакова (Москва) в «Весенних водах» Рахманинова, Элину Гаранчу (Рига) в «Хабанере», Амброзио Маэстри под аккомпанемент Марко Армилиато (они – соседи по Лугано) в арии из «Андре Шенье», Александру Корчак с Роберто Аланьей в уморительно, с азартом разыгранной сцене из «Любовного напитка» (супруги самоизолируются во Франции), Майкла Фабиано в арии Ленского, Петра Бечалу в арии Каварадосси, Аниту Рачвелишвили в арии Далилы, а еще Рене Флеминг, Рене Папе, Лизетт Оропеза – всего около 40 солистов. Тбилиси, Мальта, Дрезден, Нью-Йорк, Монреаль...

Оркестранты Мет при помощи «Зума» записали – каждый из дома – Интермеццо из «Сельской чести», Увертюру к «Лоэнгрину» и – с хором – Хор Евреев из «Набукко». Дирижировал Янник Незе-Сеген. Участники обменивались репликами, что-то вспоминали, говорили тепло и искренно и радовались встрече – пусть и в Интернете. Деньги от публики просили ненавязчиво, и сколько собрали, неизвестно. Технически все было виртуозно скоординировано, прошло бесшовно, но ясно, какая за этим стояла серьезная подготовка.  

Некоторым пришлось петь под записанный пианистами Мет аккомпанемент - надо было лишь кнопку нажать на телефоне. Питер Маттеи предпочел аккордеон, что придало песенке из «Дон-Жуана» новый колорит. Кто мог, сам аккомпанировал себе на фортепиано: Мэтью Поленцани (Нью-Йорк) в песне «Дэнни-бой», Эрин Мотли (Коннектикут) - в арии из «Дочери полка» Доницетти, Гюнтер Гросбек – в арии из «Молчаливой женщины» Рихарда Штрауса. Брину Терфелю на помощь пришла жена-арфистка, Стивену Костелло – жена-скрипачка.

Было интересно заглянуть в повседневную жизнь и привычки тех, кого чаще видим в обличье оперных героев: у большинства в комнатах – стеллажи с книгами и нотами, афиши, Ксавьер Камарена перед тем, как сказочно исполнить арию из «Пирата» Беллини, благодарил соседей по дому за разрешение петь в столь поздний час (в Цюрихе было 11 вечера), Соня Йончева в Песне о Луне из «Русалки» Дворжака явилась в элегантном платье на фоне цветов и камина, а Кауфман был в джинсах. Диана Дамрау и ее муж, баритон Николас Тесте, пели дуэт Церлины и Дон-Жуана на кухне, а потом старались умерить энтузиазм своих детей, прибежавших, чтобы помахать миру...

Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов возглавляли список предполагаемых участников («Какое гала без Анны Нетребко!» - заметил Гелб), и многим меломанам не терпелось увидеть и их «место обитания». Но – не случилось. Возможно, не желая ставить себя в непростые акустические условия (действительно не для всех оказавшиеся выигрышными) и подвергать капризам Интернета (связь и впрямь не всегда была идеальной), каждый записал свои выступления где-то в студии в Вене, с пианистом: Эйвазов - арию Родольфо из «Богемы», Нетребко – романс Рахманинова «Не пой, красавица». Им марафон и завершился.

Но для меня его лучшими моментами стали эпизод в память умершего от вируса альтиста Мет-оперы Винсента Лионти, где Джойс Дидонато под аккомпанемент группы альтов незабываемо пела знаменитую арию Генделя из оперы «Ксеркс» - "Ombra mai fu" («Нежные ветви платанов, пусть судьба улыбается вам и ни молнии, ни громы вас не поразят»), и исполнение Изабель Леонард а capella песни Бернстайна «Somewhere» из «Вестсайдской истории». В ней такая нужная сегодня надежда и, хотелось бы думать, пророчество.  

Новости региона

Все новости