10 лучших фильмов десятилетия

Рейтинг "ВНС"

Конец года традиционно требует подведения итогов. Масса изданий приводят список картин, безапелляционно называя их «лучшими». Кто эти судьи — не знаю и знать не хочу. По­­тому что в качестве не­ос­поримых достоинств фильма зачастую приводится сумма прописью: сколько составила выручка с проката. По­­зорный метод.

Рейтинг "ВНС"

Кино за сотню лет существования из ярмарочной забавы стало искусством, и, как в любом виде и роде искусства, шедевры случаются редко, но они есть. Все остальное — кинопоток. И каждый зритель может составить свой список полюбившихся ему филь­мов в уходящем году. Я поняла, что, прежде чем назвать свою десятку, должна пояснить, чем руководствуюсь. Чего я жду от фильма. Конечно, должна быть история, которую я не знаю, должен быть герой, которого я не знаю, и актер, которому я поверю, что сложно. И, конечно, я должна понимать, что происходит. Потому не смотрю фильмы из тех стран, с культурой которых я не знакома. Но самое главное — я хочу, чтобы в тандеме — кино и зритель — фильм вытаскивал меня за шиворот из моей размеренной жизни и не волок по горизонтали, а приподнимал по вертикали. Как у Григория Поженяна в любимом стихотворении про дерево: «Я хочу тянуться в небо. Не потому, что я лучше других деревьев, нет. А просто я другое дерево. Такое дерево».

Потому мой любимый фильм, который я ежегодно смотрю четверть века кряду, «Эта прекрасная жизнь» Капры. Он начинается небом, когда в черноте экрана появляется звезда и говорит другой звезде, что нужно немедленно лететь на землю, стать ангелом-спасителем человека, который там внизу отчаялся и вышел на мост, чтобы прыгнуть с него и так свести счеты с жизнью. Ангел бросается в реку и отчаявшийся герой фильма прыгает с моста и спасает тонущего ангела...

Вертикаль дана открыто и просто и ничего, кроме радости, это не вызывает: знать, что создатель видит тебя сверху и готов броситься тебе на помощь.

Вторая картина с открытым выходом вверх — это «ЕТ» Сти­вена Спилберга, в которой существо, свалившееся с неба, находит приют у маленького сердечного мальчика на земле. И сколько не вижу сцену прощания, когда за небесным малышом приходит его летающая та­релка, столько утираю слезы, когда он говорит: «И-Ти гоу хоум...».

Так что если вы ищете в кино что-то другое, то у вас свой список фильмов. А я в тем­ноте кинозала ищу света, надежды на то, что будет чуть лучше, чем есть. Фильмы ежегодно просеивают через сито отборочных комиссий кинофестивалей Европы — их всего три-четыре — Венеция — Канны — Берлин, и «Оскар» в Америке. А потому — они все известны. И всякий раз я с горечью обнаруживаю, что не разделяю вкусов жюри. Мне не всегда понятны мотивы жюри, но я приблизительно догадываюсь, почему награда уходит не тому фильму, который нравится мне. Коррум­пированность всех этих фестивалей понятна и ее не победить. Независимые режиссеры и про­дюсеры живут своей жизнью и они мне интереснее героев мейнстрима. Потому прежде всего напомню, что было принято считать лучшим в минувшем десятилетии, а потом уж поделюсь своим списком.

Последний раз, когда я страстно болела и желала победы фильму, был в 2010 году, когда на «Оскар» номинировали «Повелителя бури» (The Hurt Locker) режиссера Кэтрин Би­гелоу. Это фильм о буднях американских саперов в Ираке. Она сняла его по сценарию Марка Боала, который в 2004 году вместе с командой журналистов провел две недели в Ираке, наблюдая за их работой. Hurt Locker означает «ящик боли», в который попадают саперы, подорвавшиеся на мине. Так же саперы называют любую патовую ситуацию. В фильме это выглядит еще и как пластиковый пакет, куда сапер складывает личные вещи на случай, если не вернется. Их потом отдадут близким. В 2009 году фильм получил девять номинаций на «Оскар» и победил в шести из них, в том числе «Луч­ший фильм», обойдя «Аватар», сделанный бывшим мужем Бигелоу Кэмероном. Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, выигравшей премию в номинации «Лучшая режиссура». А я была рада за нее и согласна с мнением жюри.

2011 год — «Король говорит!» — The King’s Speech — режиссера Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера был назван лучшим. Историческая драма об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания при помощи логопеда Лайонела Лога. Голливудская ассоциация иностранной прессы номинировала «Король говорит!» на «Золотой глобус» в 7 номинациях, а на «Оскар» фильм был номинирован в 12 категориях и одержал победу в четырех из них, в том числе как «Лучший фильм».

2012 год — «Артист» — черно-­белый художественный фильм, снятый в стилистике немого кино, комедия французского режиссера Мишеля Хазана­вичуса. Удостоен массы наград, в частности, 10 номинаций на «Оскар», и победил в пяти.

2013 год — «Операция “Арго”» — политический триллер режиссера Бена Аффлека, основанный на реальной операции спецслужб по спасению шести американских дипломатов из Тегерана. Три «Оскара» в семи номинациях.

2014 год — «12 лет рабства» — кинодрама режиссера Стива Маккуина по сценарию Джона Ридли. Экранизация одноименной автобиографии Со­ло­мона Нортапа. Обладатель множества наград кинокритиков, признанный подавляющей частью кинопрессы лучшим фильмом года.

2015 год — победил «Б¸рд­мэн» — американская черная комедия режиссера Алехандро Г. Иньярриту с Майклом Кито­ном в главной роли. Признана одной из 10 лучших картин 2014 года, удостоена множества наград, включая «Оскар» за лучший фильм.

2016 год — «В центре внимания» режиссера Тома Мак­карти. Сценарий написан Мак­карти совместно с Джошем Сингером и основан на событиях, связанных со скандалом вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, произошедшим в Бостоне и приведшим к отставке кардинала Бер­нарда Лоу.

2017 год — «Лунный свет» — фильм режиссера и автора сценария Барри Дженкинса о тяжелой жизни афроамериканца Шайрона из Майами, который страдает от осознания своей гомосексуальности и пытается найти свое место в мире.

2018 год — «Форма воды» — режиссера Гильермо дель Торо по сценарию дель Торо и Ванессы Тейлор. Фильм был номинирован на премию «Ос­кар» в 13 категориях и получил 4 статуэтки.

2019 год — «Рома» Аль­фонсо Куарона.

От всего этого списка в моем всего одна картина — «Рома». Мексиканский фильм Альфонсо Куарона, где он выступил оператором, сценаристом и сопродюсером. Я писала о нем подробно на страницах газеты. Фильм мощный по ровному дыханию автора и исполнителей. О вечном и главном — жизни, смерти, любви — на материале недавних драматичных событий в Латинской Америке. С невероятной главной героиней — маленькой незаметной песчинкой без имени и фамилии, которая в момент самопожертвования становится и богоборцем и равным богу человеком одновременно. На 75-м Венецианском международном кинофестивале он получил главный приз — «Золотого льва», а в Америке фильм номинировали на «Оскар» в 10 категориях.

Первым для меня остается фильм Алексея Германа «Трудно быть богом».

Недооцененное и не понятое пока эпическое полотно, которое можно разгадывать, а можно оставить как есть. Ма­хаб­харата и Бхагават-гита живут в культуре Индии неразгаданными, имеют статус эпоса и непостижимым образом формируют культуру страны. Внеш­не это игровой фильм, снятый по мотивам известной повести братьев Стругацких. Последний фильм Алексея Германа. Он работал над ним 14 лет и умер, не завершив озвучание. Заканчи­ва­ли картину жена Светлана Кармалита с сыном Алексеем Германом-младшим. Премьера состоялась в ноябре 2013 года на Римском кинофестивале, где Герману посмертно присудили премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. Картина уйдет в архив, как другие фильмы Германа, которые приобрел американский МОМА для музейного хранения. На века.

Фильм Левана Габриадзе «Знаешь, мама, где я был», или «Резо» в американском про­кате, входит в мой список навсегда — по количеству любви и света, вложенного создателями, которое не знает равных. Это история послевоенного детства, рисованная художником Резо Габриадзе, который собственной персоной появляется на экране, чтобы вести рассказ, соединяя эпизоды из жизни своего героя.

Недооцененный критикой «Квартет» — режиссерская работа известного актера Дастина Хоффмана. Съемки прошли в Англии, премьера — в Торонто, Канада. А Америка чего-то ему не простила. Это тонкий камерный фильм по мотивам одноименной пьесы Рональда Хар­вуда. Действие происходит в доме престарелых артистов оперы. Неожиданно там сходятся звезды минувших дней и решают исполнить прославивший их некогда квартет. Осталось уговорить вновь прибывшую приму — ее играет Мэгги Смит, но она капризничает, как положено примадонне. Завораживает в фильме мастерство всех участников — актеров, оператора, художников, но более всего — любовь, которую испытывают по отношению друг к другу создатели. Актеры раскрываются совершенно иначе, когда ими руководит Дастин Хоффман, и видно, с каким наслаждением они идут навстречу его пожеланиям. Не знаю равной американской картины, где была бы такая концентрация любви на один квадратный сантиметр экрана.

Безусловный фаворит — «Ирландец» Мартина Скорсезе с командой звезд. Масштабный фильм — идет три с половиной часа — внешне выглядит, как еще один рассказ о мафии и одном из ее верных бойцов — убийце. А по сути он прозрачно демонстрирует, что мы все — члены той, созданной героями фильма, группировки. Так как в центре картины — господин Хоффа, создатель профсоюзов. Именно он встал на защиту прав трудящихся, и все, что имеет сегодня рабочая Америка, завоевано им: регламентированный рабочий день, рабочая неделя, отпуск и, главное завоевание, — пенсия. А уж то, что такое невнятное понятие, как «пенсионный фонд», привлекло к участию непрозрачные капиталы со стороны, так какая разница? Главное же, чтобы рабочие люди исправно получали пенсию. И они ее получают. Фильм динамичный, строгий, мастерски сделанный командой профессионалов.

Близкий по мастерству и по материалу итальянский фильм «Предатель», поставленный одним из старейших режиссеров Марко Беллоккьо. Это реконструкция подлинной истории предательства, когда крупнейший член клана сицилийской мафии Томмазо Бучетта сдает клан полиции. Два с половиной часа режиссер неспешно прослеживает, как формируются мотивы героя, и создает мощный психологический портрет героя, разуверившегося в своих партнерах после того, как они убили его сыновей.

Безусловный авторитет для меня — европейский сценарист и режиссер Агнешка Холланд, которую в 2011 году выдвинули на «Оскар» с картиной «Во мраке». История чудесного спасения большой группы евреев во время Второй мировой. Их прячет долгие месяцы польский антисемит, который изначально намеревался сдать их немцам за хорошие деньги, но постепенно проникся состраданием, опознав в «жидах» еще и людей. Напомню, что фильм заканчивается тем, что спасителя сбила машина и весь город сказал, что так ему и надо — за то, что спас жидов.

Страшный и беспощадный фильм. Конечно, «Оскар» не дали — он ушел в 2012 году Ирану, что было политически более корректно, чем отдать его женщине из Польши.

Таким же важным фильмом десятилетия стала для меня еще одна работа А.Холланд «Не­опалимая купина» — о страшной судьбе чешского юноши Яна Палаха, который сжег себя в знак протеста против введенных в Чехословакию советских танков.

«Баллада Бастера Шрагга» братьев Коэн — большая радость уходящего десятилетия. Фильм, состоящий из ряда новелл, стилизованных под вестерн, а на самом деле демонстрирующий время, в котором смерть еще не заняла то почетное место в обществе, которое занимает сегодня. Смерть, лишенная сакральности в первобытные времена Америки, когда она была естественной в дикой необжитой стране и люди принимали ее без пафоса, потому что и жизнь тогда не представляла особой ценности. Уди­ви­тельный фильм по размеренному ровному дыханию героев и создателей, которые выходят на природу и живут в согласии с ней в кадре и внутри себя.

Замыкает мою десятку вышедший недавно фильм «Два попа» режиссера Фернанду Мей­релиша, где в кадре два папы римских — бывший и будущий — знакомятся друг с другом. Джонатан Прайс играет папу римского Франциска, а Энтони Хопкинс — отрекшегося папу Бенедикта XVI. В кадре — реальные события, которые были скрыты от глаз публики, когда в апреле 2005 года кардинал Хорхе Марио Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса, был вызван в Ватикан после смерти папы Иоанна Павла II, чтобы принять участие в выборах нового папы. Бергольо рассматривали как альтернативу немецкому кардиналу Йозефу Ратцингеру, но в конце концов он избран и становится папой Бенедиктом XVI. А семь лет спустя, когда католическая церковь втянута в скандал с утечками в Ватикане и сам Бенедикт запятнан обвинениями, он приглашает к себе Бергольо. Фильм безусловно комплиментарный для Ватикана и пап, но уровень мастерства и культуры создателей завораживает. Самое трогательное для меня — сцена взаимной исповеди, когда два священнослужителя по очереди отпускают грехи друг другу. Какие — мы не узнаем, так как на экране исчезает звук. И это справедливо, так как тайна исповеди — одна из священных тайн церкви. Важно то, что они напоминают друг другу, что ес­ли ты истинно веруешь в Христа — ты должен веровать в то, что он милостив и грехи твои будут прощены.

Ровно сейчас, когда я заканчиваю отчет, прекрасный режиссер Сигне Баумане написала, что ее фильм «Камни в моем кармане» вошел в десятку лучших анимационных картин десятилетия. Это прекрасно и справедливо, фильм следует смотреть всем — маленьким и большим, выходцам из СССР и из других стран. Это развернутая во времени на сотню лет семейная сага, которая, если писать ее буквами, стала бы громоздким романом, а в варианте фильма оказалась драматичным и увлекательным зрелищем. О жизни и смерти, о традициях и наследственности и о том, как автор и героиня делают выбор в пользу жизни.

Так что добавляю в мою десятку эту картину.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру