Реконструкция Дэвид Геффен-холла все же состоится

Бывший Филармонический зал, он же бывший Эвери Фишер-холл, а ныне Дэвид Геффен-холл, пережил несколько попыток обновления-улучшения как его общего, довольно скучного и холодного вида, так и его сухой, неравномерной акустики.

Реконструкция Дэвид Геффен-холла все же состоится

В 60-е годы еще не было ни системы, позволяющей при помощи компьютера рассчитать оптимальную акустику, которой теперь все пользуются, ни самих компьютеров, зато были цемент, бетон и гигантомания. Вот и построили зал на почти 3000 мест, который «не звучал». Попытки это исправить ничего по сути не изменили, а кое-что и испортили (в 1976 году «подравняли» пол, уменьшив подъем к последним рядам, который и акустику улучшал, и видимость сцены). Недавно появился план все здание снести и построить новое, о чем было громогласно объявлено. Потом оказалось, что план обойдется слишком дорого, а спонсоры не спешили последовать примеру Геффена, расщедрившегося на 100 миллионов, а главное, что оркестру в течение нескольких сезонов придется странствовать по бог знает каким сценам (бывший его дом, Карнеги-холл, никак не мог отдать оркестру четыре вечера в неделю и даже меньше этого). Тут подоспела «смена караула»: оркестр расстался с нелюбимым Аланом Гилбертом, на его место пришел Яп ван Зведен (судя по оценкам оркестрантов и критики, он пока нравится всем намного больше), а президентом и СЕО с окладом в 1,8 млн долларов стала вернувшаяся из Лос-Анджелеса Дебора Борда. Она сразу заявила, что ломать здание не будут, и энергично начала искать другие пути и средства перестройки. Кажется, нашла, о чем и объявила недавно вместе с приступившим несколько месяцев назад к своим обязанностям главы всего Линкольн-центра Генри Тиммсом. Как известно, в зале проходят концерты не только оркестра Нью-Йоркской филармонии, но и серия «Выдающиеся исполнители», и фестиваль «Мостли Моцарт», и, воспользовавшись этим, а также своим куда более значительным опытом руководства большими музыкальными учреждениями и их ремонтом-строительством, чем у Тиммса (он до недавнего времени возглавлял, правда, очень успешно, культурный центр «92 Y» на Верхнем Ист-Сайде), Борда поднажала на него и получила полное партнерство и поддержку. Что же обещает только что принятый проект? Прежде всего закрытие зала. Не на несколько сезонов кряду, а на два периода по несколько месяцев. Сначала - с мая по октябрь 2022 года, после чего перестроенный зал откроют, чтобы провести в нем почти весь зимний сезон и испробовать его новую конфигурацию на практике. А в мае 2023 года закроют почти на год для полного завершения проекта. Дата официального открытия перестроенного здания – март 2024 года. В течение месяцев оркестр превратится в странствующий: отправится на гастроли, а в остальное время будет выступать в разных местах Нью-Йорка, включая Сити-центр и Карнеги-холл. В летние месяцы 2022-го и 2023 года та же участь постигнет и фестиваль «Мостли Моцарт», который найдет пристанище в других залах Линкольн-центра, благо и сейчас его программы часто исполняются в Алис Талли-холле, Театре Кока, Роз-театре и других. Кстати, опыт «Мостли Моцарта», во время которого сцена зала Геффена выдвигалась вперед и окружалась рядами для зрителей, помог проекту. Согласно ему, сцену окончательно передвинут на 25 футов в зал, приблизив таким образом последние ряды к сцене и выстроив за ней амфитеатр с несколькими рядами и добавив балконы по бокам. При этом число мест все равно уменьшится на полтысячи – до 2200. Уничтоженный в 1976 году подъем в конце зала восстановят, слегка изогнут форму балконов, а стены получат новое покрытие. Вдобавок поднимут потолок над сценой, чтобы расположить по нему особый навес. Все это должно заметно улучшить акустику. Разумеется, зал нашпигуют всевозможной техникой новейшего образца – для прямого стриминга, разных стилей амплификации, многоканальной записи, эффектного освещения и всяких сценических перемен, включая возможности для полной постановки опер и мюзиклов, кинопоказов или поп-концертов. Внешнюю архитектуру здания, построенного в 1962 году по проекту Макса Абрамовича, трогать в целом не будут, но площадь фойе увеличат вдвое и поставят там стену для видеостриминга, на которой будут показываться идущие в зале события в режиме реального времени и многое другое. Со стороны Бродвея добавят «добро пожаловать» пространство, а Променад на втором этаже каким-то не очень понятным образом увеличат, чтобы и там проводить концерты, а также всячески развлекаться, есть и пить, для чего обещают увеличить продолжительность антрактов. Вообще еда и питье будут занимать в деятельности зала немало места и времени, хотя запахи кухни, сопровождающие симфонию Малера или получасовые антракты, устроенные для того, чтобы публика побогаче могла насладиться полным обедом, судя по опыту Мет-оперы, мало кому нравятся. Но не будем забегать вперед. Неудачи прошлого склоняют к скептицизму. Тем более что проект обойдется в $550 миллионов, из которых только две трети в банке, а остальное еще надо собрать, что не так просто. Дизайном зала занята фирма Diamond Schmitt Architects, акустикой - Пол Скарборо и театральный дизайнер Джошуа Дахс, а фойе, входами и т.п. - фирма Tod Williams Billie Tsien Architects Partners, получившая в этом году премию «Империале».

Новости региона

Все новости