Неделя российского кино в Нью-Йорке

04.12.2019 в 22:29, просмотров: 460

Ее история знала периоды печального затишья: после многолетнего успеха программа прекратила свое существование в 2013 году. И только через четыре года – после того, как в США приехала опальная «Матильда» (запретный плод, вызвавший понятный зрительский интерес...) - появилась реальная возможность возродить мероприятие, желанное для многих.  

Неделя российского кино в Нью-Йорке

Кинонеделю традиционно представляют американский фестиваль искусств «Вишневый сад», основанный Марией Шкловер и Ириной Шабшис, и российская студия «Рок», образованная в 1991 году режиссером Алексеем Учителем. Откроется показ в манхэттенском кинотеатре SVA (School of Visual Arts, 333 West 23 Street). В афише  восемнадцать кинолент, на повестке семи насыщенных дней несколько серьезных целевых мероприятий, от торжественного приема в Российском консульстве до встреч режиссеров и актеров с аудиторией. Зрителям будет представлена возможность спрашивать что угодно - в неоткорректированном, не утвержденном заранее виде...

Во время пасхального Седера еврейские родители традиционно задают детям вековечный вопрос: «Чем эта ночь отличается от остальных?». Закономерно полюбопытствовать: чем характерна российская кинонеделя нынешнего года?

Ирина Шабшис:

- Прежде всего, новой широтой охвата: в один зрительный зал уже не уместится ни программа, ни зрители. Фильмы будут демонстрироваться в кинотеатре SVA, а также в залах Peter North и Leonard Nimoy Thalia Theatre зрелищного комплекса Symphony Space по адресу 2537 Broadway and 95 Street и в Нью-Йоркском институте технологии - NYIT Auditorium на Бродвее в районе Линкольн-центра (1871 Broadway). Еще новшество – образовательные программы для студентов и профессоров Хантер-колледжа и Нью-Йоркской киноакадемии.

Практически все показы – а их планируется двадцать два! - премьерные. Расширяется и наша география: демонстрация драмы «Ван Гоги» плавно перейдет во всеамериканский тур с режиссером Сергеем Ливневым и исполнителем главной роли Алексеем Серебряковым, которые встретятся со зрителями Бостона, Чикаго, Денвера, Сиэтла, Сан-Франциско.

Мы позиционируем себя как международный фестиваль – поэтому строгость эстетических критериев неизменна: кино России всегда было на высоте – нет поводов снижать планку. Жанровая палитра кинонедели достаточно яркая: например, «Конец сезона» Константина Худякова – драма с элементами романтического триллера, «Давай разведемся» - комедия, «Элефант» - тоже комедия, но не без грусти, «Абигайль» - семейная картина в стиле фэнтези, «Коронация» - исторический триллер по мотивам знаменитой «Матильды»... На имена многих режиссеров и актеров насмотренный зритель откликнется непременно: Владимир Хотиненко представляет историческую драму «Ленин. Неизбежность», в главной роли - Евгений Миронов. Это серьезнейшее повествование о вожде, который отсиживался за границей, а потом спешно бежал по территории страны-врага – только бы ухватить революцию в свои руки и не дать ее возглавить никому другому...

- Про «Одессу» Валерия Тодоровского написано много – и доброго, и нейтрального, и едкого: одни называют ленту лучшей из сделанных режиссером, другие усиленно ищут огрехи: «Одесса не такая!».

Ирина Шабшис:

- Надеюсь, что на нью-йоркскую премьеру придут те, кто не ограничивается мнениями блогеров и хочет собственными глазами увидеть игру неповторимых Леонида Ярмольника, Ирины Розановой, Евгения Цыганова... «Элефант» Алексея Красовского – комедия, но стоит только взглянуть на Алексея Гуськова, играющего роль недоброго детского писателя: сколько в этом душевном несварении грустного... Молодой актер Театра имени Пушкина Александр Петров блистает в двух фильмах сразу – талант его многогранен: сломленный жизнью бывший заключенный Илья в «Тексте» Клима Шипенко – воплощение тоски и затравленности, а сын засекреченного разведчика Андрюша из «Героя» - молодой человек неиссякаемого юмора...

- О «Герое» можно спорить бесконечно. Кто-то пожмет плечами: очередные выстрелы и погони, да еще и славословие советским шпионам, которых, по правилам хорошего тона, следует называть исключительно разведчиками. Но Машков - какой мрачный шарм: глянет с афиши своими бездонными глазами – навылет...

Ирина Шабшис:

- Это и есть кино - его язык, эстетика. Думаю, судить о картине следует не по рецензиям, а только после просмотра. У нее, безусловно, отыщется свой зритель.

- К вопросу об аудитории: кто, по-вашему, захочет смотреть новые российские фильмы - наш любопытствующий молодняк, ностальгирующие старики?

Ирина Шабшис:

- Опыт прошлой кинонедели обнадеживает: свои будут – все! Старше, моложе... Совершенно уверена, что придут и американцы, для которых Россия – не медведь с балалайкой, а страна великой культуры. Именно для них, а также для наших детей, которые вросли в американскую почву и теперь читать и говорить по-английски им легче, фильмы будут идти на русском языке с английскими субтитрами.

Настоящий зритель всегда найдет дорогу к кинотеатру, ибо это – храм. Никакой компьютерный экран не даст такой мощной энергетики, как белое полотнище кинозала. Эффект звука, цвета, биополе сопереживания... По «видику» и «компу» искусства не узришь.             

- Фильмы, приехавшие «оттуда», открывают подчас удивительные концептуальные совпадения! Семейная драма «Ван Гоги» весьма отличается по форме от «Героя», снятого, строго говоря, в жанре патриотического боевика, но вечные темы перекликаются. Знаменитый дирижер Виктор Гинзбург (в роли которого мужественно и самоотверженно снялся старенький Даниэль Ольбрыхский) и секретный разведчик-папа, которого на скуповатом текстовом материале совершенно гениально играет Владимир Машков, – не близнецы, но братья: сумасшедшая преданность профессии привела, по сути, к предательству собственных сыновей. Тема неизбывна: коллизия брошенного ребенка внятно перекликается и с драмой режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов», представленной на российской кинонеделе прошлого года: там Алексей Серебряков тоже сыграл горе-папашу, уголовника-беглеца. В «Ван Гогах» он, при том, что, естественнно, не помолодел, уже сам - кинутый сын. Российская энтропия с темой безотцовщины при живом батюшке связана, как видим, накрепко. Тот же лейтмотив – драма с выразительным названием «Кислота» Александра Горчилина...

Ирина Шабшис:

- Подводя предварительный итог, не могу не заметить: русское кино, при всей разнице градуса настроений, зачастую повествует все-таки о душевной бесприютности – удивительно ли... На развалинах империи не торопятся цвести цветы – зато быстро плодятся банды: взять хотя бы «Быка» - убедительный дебют Бориса Акопова... Но тем, кого недостаток социального и иного оптимизма отдельных лент может ввести в уныние, скажу утешительное: кинонеделя предваряется выступлением Константина Хабенского и Александра Цыпкина. Кто уже читал блестящих «Женщин непреклонного возраста» молодого Александра Евгеньевича и слышал выступления этих двоих, вопросов, полагаю, не задаст – улыбнется сразу...

И еще - для внутреннего комфорта и тепла: в нашей программе - симпатичные мультипликационные фильмы: «Снежная Королева: Зазеркалье», «Урфин Джюс возвращается», «Три богатыря и наследница». Радость не только детворе, но и понимающим взрослым: снято на серьезном уровне, вряд ли уступающем голливудским «Белоснежке», «Золушке» и иным классическим шедеврам на все времена и возрасты. Перед показами – костюмированные праздники, где любимые персонажи раздают подарки детворе. Описывать наперед это карнавальное счастье нет смысла: придете – ощутите...

   Билеты на сайте Russianfilmweekusa.com.

Свою книгу очерков отечественного кино «Оттенки русского» ведущий российский кинокритик Антон Долин адресовал «тем, кто осуждает, любит, презирает, хочет разобраться». Да будет так: пусть пытливые сделают личный выбор, что смотреть, и разберутся в сути по-настоящему, не базируясь ни на чьих мнениях.

Неделя российского кино в Нью-Йорке начинается 6 декабря: настоятельно рекомендую не пропустить.