Выставка в Еврейском музее: одесситка Идит Хальперт первая начала пропагандировать американских художников

Идит Хальперт было всего 26, когда она, мечтавшая в юности сама стать художницей и обменявшая мечту на работу в универмагах, сочинение реклам и банковское дело, открыла собственную картинную галерею, Downtown Gallery.

Выставка в Еврейском музее: одесситка Идит Хальперт первая начала пропагандировать американских художников

Помещалась она в неказистом на вид браунстоуне на Вест 13-й улице в Гринич-Виллидже, где галерей не было, зато жили художники, которых никто не выставлял. Ее собственная квартира была там же, над выставочными залами, да и залы были скорее уютными комнатами, куда хотелось прийти, поговорить об искусстве, встретиться с художниками (а те любили у Идит бывать) и посмотреть, как та или иная работа будет выглядеть в интерьере.

Когда через 15 лет, став известным арт-дилером, Хальперт переведет галерею в более просторное здание на 51-й улице, то название ее не переменит и жить будет опять на верхнем этаже, сохраняя атмосферу дома, открытого художникам и коллекционерам. К тому времени среди ее клиентов-покупателей были Эби Олдрич-Рокфеллер (из 2000 подаренных МоМА работ из ее коллекции современного искусства 550 были в свое время куплены через галерею Хальперт или благодаря ее совету), Дункан Филлипс, основатель Коллекции Филлипса в Вашингтоне, и Луис Стерн, передавший позже свою обширную коллекцию Филадельфийскому музею искусств, а среди клиентов-художников – такие ключевые фигуры американского искусства, как Стюарт Дэвис, Джейкоб Лоуренс, Бен Шан и Джорджия О’Кифф. Почти всех она открыла Америке и миру.

В то время, когда американцы покупали «все европейское», предпочитая старых мастеров или только-только вошедших в моду модернистов, она первой начала выставлять и пропагандировать американских художников. В течение 40 лет она прививала Америке вкус к ее собственному искусству и делала это настойчиво, последовательно и успешно, о чем с годами многие забыли. Еврейский музей Нью-Йорка большой и очень интересной выставкой на втором этаже (около 100 картин, рисунков, фотографий, скульптур) напоминает об Идит Хальперт и ее уникальной роли в американской истории.  

В Америку она приехала из Одессы, шестилетней девочкой, с матерью и сестрой, вскоре после ранней смерти отца, торговца зерном, оставившего достаточно средств, чтобы семья не очень бедствовала. Они поселились в еврейском районе в Западном Гарлеме, но стабильность длилась недолго и матери пришлось открыть магазинчик, торговавший сладостями и письменными принадлежностями. 12-летняя Идит, умная и энергичная, ей помогала в свободное от уроков время. Тяга к рисованию привела ее в классы Академии дизайна и Народную художественную Гильдию, где она подружилась с теми, кого будет позже представлять, и встретила своего будущего мужа – художника Сэмюэла Хальперта. Тот был вдвое старше, но ей нравились его картины, и позже она скажет: «Мне казалось, что я вышла замуж за американское искусство».

Муж выставлялся не только в Нью-Йорке, но и в Париже. Там они провели год, давший Идит возможность близко узнать современное французское искусство и принципы работы парижских галерей и арт-дилеров. Знания пригодятся в Нью-Йорке. В 1928 году, через два года после открытия Downtown Gallery, муж напишет ее портрет. Он есть на выставке: чернобровая румяная красавица с уверенным взглядом.

Как арт-дилер она была смела, изобретательна и прогрессивна и считала плюрализм и свободу высказывания главными и самыми ценными чертами американского искусства. Она не собиралась увлекать своими находками богатых коллекционеров (те появятся позже), а ориентировалась на трудовой средний класс, тех, кто не столько собирал, сколько оформлял свое жилище, не мог тратить на искусство большие деньги и часто устремлялся на популярные «100-долларовые распродажи», которые она устраивала в конце сезона. Как в универмаге.

Она была предана своим авторам. Когда во время войны Ясуо Кунийоши за его японские корни объявили вражеским агентом и посадили под домашний арест, она организовала выставку его работ. Памятуя свои годы в художественной студии, поддерживала любые стили и направления. Это заметно на выставке, где можно найти и абстракции Стюарта Дэвиса, и социально окрашенный реализм Бена Шана, и кубистские акварели Джона Марина, и модернистские скульптуры Эли Надельмана.

Великая Депрессия не остановила Хальперт. Она сумела продолжать продажи и добилась выгодных заказов для некоторых своих авторов. В 1941 году, когда афроамериканских художников не замечали большие музеи и галереи, она организовала выставку “American Negro Art” – 80 работ 50 авторов. Еще раньше она познакомилась с молодым Джейкобом Лоуренсом, только-только закончившим свою “Migration Series”. И выставила все 60 картин этой ныне легендарной серии в своей галерее. А потом добилась продажи ее в МоМА и Коллекцию Филлипса.

В 1930-е годы она начала собирать и выставлять в своей галерее «народное искусство», работы безымянных в большинстве своем мастеров XVII и XVIII веков, открыв Америке ее собственную старину. Еще одна воскрешенная выставкой страница ее жизни связана с Советским Союзом: назначенная куратором художественной экспозиции на Американской выставке в Сокольниках, она поехала Москву, инсталлировала выбранные ею работы и каждый день вела экскурсии на русском языке.

Сегодня работы ее авторов – украшение музеев и крупных частных коллекций. Многие из них одолжены оттуда на выставку и впервые «встретились» здесь с работами из ее собственной коллекции, распроданной после ее смерти в 1970 году. Выставка “Edith Halpert and the Rise of American Art” в Еврейском музее продлится до 9 февраля.

Новости региона

Все новости