Что смотреть в музеях и галереях в Нью-Йорке этой осенью

Искусство, которое когда-то называли изобразительным, меняется на глазах, а с ним и музеи, где ретроспективы классиков живописи вытесняются выставками модных дизайнеров или мультимедийными современными инсталляциями. Но для поклонников традиционных жанров найдется немало интересного в нью-йоркских галереях.

Что смотреть в музеях и галереях в Нью-Йорке этой осенью

Бруклинский музей откроет 4 октября самую большую музейную выставку художника, известного в мире как JR, где покажет его самые известные проекты последних 15 лет плюс его новую монументальную работу под названием «Хроники Нью-Йорка», для которой он летом прошлого года снял 1000 человек, еще и пообщавшись с ними. Это его стиль: сочетание фотографии, активного общения с людьми и монументального уличного искусства. JR – псевдоним. Полное имя он скрывает.

Родился JR во Франции в 1983 г., подростком увлекся граффити, покрывая ими любые доступные поверхности. Потом пришли гигантские черно-белые фотопортреты: «Портреты поколения» (молодежь парижских окрестностей), выставленные прямо на парижских стенах, «Лицом к лицу» (портреты палестинцев и израильтян, покрывшие разделительные барьеры в восьми городах Израиля), «Женщины – это герои» (портреты женщин, живущих в районах военных конфликтов) и другие. Выставлять свои работы он предпочитает на улицах (не всегда в согласии с законом), считая их лучшим выставочным залом. Во Франции его называют Картье-Брессоном XXI века, и выставка, похоже, станет блокбастером.

А поклонники традиций с 25 октября могут снова посещать заново инсталлированный отдел «Искусство Китая» и добавленный к отделу Азии зал «Искусство Японии». Новая экспозиция использует богатейшие ресурсы музейной коллекции, в том числе недавние приобретения, современное искусство и редко выставляемые сокровища прошлого. Исторический охват новых экспозиций – несколько тысячелетий.    

Новый музей (New Museum, Bowery) займет с 24 октября несколько своих этажей работами известного американского концептуалиста немецкого происхождения, одного из пионеров кинетического и экологического искусства Ханса Хааке (Hans Haacke, родился в 1936 году). Музей представит его первую в Нью-Йорке за последние 30 лет моновыставку. Предыдущая тоже прошла в Новом музее, в 1986 г., и называлась «Unfinished Business». Нынешняя, собравшая 30 произведений разных лет и жанров, - «All connected».

Уроженец Кельна (Германия), Хааке в молодые годы входил в знаменитую группу «Zero» («Ноль»), объединенную стремлением восстановить гармонию человека и природы, и создавал из нетрадиционных материалов минималистские скульптуры-инсталляции. Он давно живет в США, и его открыто политизированное искусство изобличает коррупцию и манипуляции в мире искусства. Под огнем его критики – все, от музеев и галерей до спонсоров и бизнесменов. Хааке исследует социальные и политические системы современного общества, задавая провокационные вопросы, вскрывая и критикуя связи между музеями и корпорациями. Не ждите эстетических удовольствий и приготовьтесь участвовать в его излюбленных социологических опросах и читать всякие тексты, включая информацию о месте и времени приобретения произведений и их цене.

Тем, кто любит искусство, но не хочет тратить деньги на входной билет, лучше всего пойти в галереи.

9 сентября Нью-Йоркская галерея Ларри Гагосяна на Мэдисон авеню, 980, флагман его империи (у самого могущественного дилера в мире большая сеть галерей: Лондон, Рим, Гонконг, Беверли Хиллз...) откроет выставку известного французского живописца китайского происхождения,  Жао Ву-Ки (1920 – 2013). В большой мере это еще и дань памяти долгой дружбе, которая связывала художника с прославленным американским архитектором (тоже китайского происхождения), автором луврской Пирамиды, И.M.Пеем (1917 – 2019). Эпиграфом к выставке служат слова Жао «Я изображаю свою жизнь, но стараюсь изобразить и то невидимое пространство, в котором живут грезы и в котором ты ощущаешь абсолютную гармонию, даже посреди тревоги конфликта».   

В своих картинах Жао органично сочетает эстетические традиции Запада и Востока, европейский модернизм и технические элементы традиционной китайской живописи, освоенные им в годы молодости в Китае. Оказавшись в Париже в 1948 г., он погрузился в освоение импрессионизма и экспрессионизма, увлекся Полем Клее и начал искать собственный стиль. Ранние работы на выставке – 1979 и 1980 гг. - были заказаны ему Пеем.

Его стиль кажется спонтанным, но за ним – серьезный художественный контроль. Его медиум - тушь на разложенной на полу белой бумаге, быстро впитывающей краску (когда картина готова, она прикрепляется к холсту). Но кисть к ней редко прикасается. Его жесты диктуют траекторию падения туши на бумагу (похоже на технику разбрызгивания Джексона Поллока), создавая причудливые, разнообразные и необыкновенно красивые контуры.

В борьбе титанов за мировую гегемонию у Гагосяна есть серьезный конкурент: конгломерат «Хаузер и Уирт» (Hauser & Wirth) с галереями в Цюрихе (там в 1992 году и началась его история), Лондоне (на Пикадилли), Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Гонконге и Гштааде. Осенняя нью-йоркская программа тут даже интереснее.

Так, 5 сентября в помещении на Верхнем Ист-Сайде (32 East 69 St.) откроется выставка рисунков Евы Хессе, одного из самых талантливых американских скульпторов XX века, скончавшейся от рака мозга в 1970 году, в возрасте 34 лет). Ее сестра, вывезенная вместе с ней из нацистской Германии (они родились в еврейской семье в Гамбурге) последним детским эшелоном, завещала архив Евы и больше 300 рисунков музею Оберлинского колледжа. Оттуда и отобраны 70 листов для выставки.  

Одновременно там же пройдет выставка минискульптур Джона Чемберлена (1927 – 2011) под названием «Baby Tycoons». Созданные из металлических остовов старых автомобилей, эти миниатюры излучают юмор, но в них есть те же сила и изобретательность, что и в крупных работах Чемберлена.

Если вы хотите познакомиться с живущими сегодня художниками, то напомню о Музее Уитни (14-я улица и 11 авеню), где продолжается Биеннале - самое престижное событие в американском современном искусстве. В этом году здесь представлены работы 75 художников, причем почти три четверти этого числа – моложе 40 лет. Критики, правда, отмечают некоторую монотонность экспозиции, обилие неинтересной живописи и коллажей-ассамбляжей, слишком уж похожих на то, что делал много лет назад Роберт Раушенберг.

К тому же выставку потряс политический скандал: после демонстраций, петиций, сбора подписей восемь художников пригрозили вообще снять свои работы с выставки – все это в знак протеста против присутствия в Совете попечителей музея Уоррена Кандерса, владельца компании по производству слезоточивого газа. Газ использовали против иммигрантов на границе с Мексикой, демонстрантов в Пуэро-Рико и во многих других «точках конфликта». Кандерс, который за последние двенадцать лет подарил музею более 10 млн долларов, вынужден был уйти, протестующие успокоились, выставка продолжается по 22 сентября.

Но если вы предпочитаете нечто более интимное, камерное и бесплатное, загляните в отделение той же галереи Hauser & Wirth, но уже в Челси, расположенное всего в нескольких кварталах от Уитни. Там с 10 сентября будут выставлены картины Эми Шеральд (родилась в 1973 году в Алабаме, ныне живет в Балтиморе), прославившейся официальным портретом Мишель Обамы и вообще известной своими огромными портретами в жанре «исторического реализма».

Там же – групповая выставка под названием «Personal Private Public» («Индивидуальное, личное, публичное». Где кончается желание художника запечатлеть интимные моменты и начинается вуайеризм? Как разные художники примиряют потребность создавать визуальные образы и опасность вторжения в личную жизнь? На эти вопросы и пытается ответить выставка.

После 19 сентября стоит заглянуть в галерею Luxembourg & Dayan (64 East 77 Street), обещающую интересную встречу с родившимся в Польше в 1968 г. и живущим с 1990-х годов в Нью-Йорке художником Петром Укланским и его новым проектом «Оттомания». Эта серия больших живописных полотен исследует и использует давние связи Польши и вообще Восточной Европы с Ближним Востоком. Взяв за основу старинные европейские портреты, художник «одел» их белых героев в экзотические восточные костюмы: тюрбаны, халаты, узорчатые ткани, причудливые украшения, словно подчеркивая, как приятно им предстать другими, приобрести новую идентичность.

Выполненные тушью и акрилом на глубоко окрашенном бархате, мешковине или полотне в стиле старых мастеров, эти картины воплощают сложные многовековые взаимовлияния Востока и Запада, тем самым словно призывая нас найти «золотую середину» между современной исламофобией одних и исламоцентризмом и обвинениями в адрес Европы и Америки со стороны других. Проект обширный, и многие картины серии в те же дни будут демонстрироваться в Стамбуле.

«История поляков – славянского племени – принадлежит Востоку, - пишет художник в историческом предисловии к выставке. — Корни близких связей Польши с Оттоманской империей восходят к 1414 г...». В тот момент страны имели общую границу, начались дипломатические отношения. Восток вызывал у поляков не просто любопытство, но стал источником престижа и модных идей: в течение веков польская знать апроприировала персидские мотивы и оттоманскую одежду. Даже сегодня в национальном польском костюме можно найти следы турецких регалий.  

Укланский – художник плодовитый и умный, не боящийся острых, болезненных тем современной жизни, виртуоз не только в живописи, но и в скульптуре, фотографии, коллаже, перформансе, кино, легко манипулирующий и жанровыми сочетаниями, и элементами разных эпох и культур. Он не боится трудных тем. Не зря он так популярен. В 2006 году его первый фильм и первый польский вестерн, «Летняя любовь» (он был автором сценария, продюсером и режиссером), стал частью официальной программы Венецианского кинофестиваля, в 2007-м в музее Уитни прошла его монографическая выставка. Перечисление можно продолжать, но лучше посмотреть его работы.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях