Летние выставки в Библиотеке и Музее Моргана

Несмотря на продолжающуюся расчистку и реставрацию старого здания, Библиотека и Музей Моргана продолжают выставочную деятельность. И какую! Не помню, чтобы выставки в этом хранилище рисунков и рукописей и архитектурной жемчужине «позолоченного века» так часто менялись. И каждая из только что открывшихся заслуживает внимания.

Летние выставки в Библиотеке и Музее Моргана

Начнем с классики. Маленький зал на первом этаже напомнит о выдающемся британском рисовальщике Уильяме Хогарте (1697-1764). Меломаны знают его по опере Стравинского «Похождения повесы», созданной на основе одной из его гравировальных серий. Поклонники политической сатиры ценят его едкие карикатуры. В свое время он был всенародно популярен и его работы часто создавались как «орудие агитации и пропаганды». Он рисовал «на злобу дня», не скупясь на детали, густо населяя рисунки типажами и ситуациями, которые видел на улицах и в салонах Лондона. Маленькая выставка (всего около двух десятков работ) называется «Жестокость и юмор» и включает рисунки и гравюры из двух его популярных серий 1751 года: «Стадии жестокости» и «Улица Пива и Переулок Джина». Любопытно, что вторая из них создавалась  для пропаганды пива, потребление которого приводит к менее разрушительным последствиям, нежели пребывание «в переулке джина».

Морис Сендак (1926-2012) тоже был рисовальщиком-виртуозом и обладал не менее острым глазом, чувством юмора и любовью к деталям. Знаменитый иллюстрациями детских книг, он только в конце 1970-х начал вторую карьеру - оперного и балетного дизайнера, оформив для Хьюстонской оперы постановку «Волшебной флейты» Моцарта. Приступил он к делу, о котором давно мечтал, с опаской, может быть, потому, что оперу – особенно Моцарта – страстно любил и боялся «не соответствовать» своему идолу. Но оказался блистательным мастером в сфере театрального дизайна, о чем рассказывает выставка «Drawing the Curtain» (игра слов: «Раздвигая занавес» либо «Рисуя...»), которая собрала не только виртуозно выполненные подготовительные эскизы и акварели, но и диорамы, костюмы, реквизит, связанные с самыми известными его постановками: «Волшебной флейтой» Моцарта (1978-й, Хьюстонская опера), «Похождения Лисички-плутовки» Яначека (Нью-Йорк Сити-опера, 1981-й), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (Глайнбурн фестиваль, Британия, 1981-й) и «Щелкунчик» (Пасифик-балет, 1982-83). Большинство материалов взято из завещанных Сендаком Библиотеке Моргана 900 рисунков.

Тут же – несколько произведений других мастеров из коллекции Моргана, вдохновивших дизайн Сендака (например, рисунки венецианца Джованни Доменико Тьеполо, которые он изучал в архивах Библиотеки Моргана, готовя «Любовь к трем апельсинам»). И еще – детали оформления одноактной оперы по его самой популярной книге Where the Wild Things Are (Там, где живут чудовища). Не пропустите его забавные рисунки поверх партитуры Моцарта. Возьмите на выставку детей – этот пир фантазии, обогащенной серьезным знанием истории искусств, порадует любого.  

В зале напротив – выставка литературно-историческая, посвященная 200-летию со дня рождения Уолта Уитмена. Как и Сендак, он рос в Бруклине и оставался ньюйоркцем до мозга костей, хотя провел несколько лет в Вашингтоне, а последние годы – в Кэмдене, штат Нью-Джерси. Был он старшим из девяти детей в бедной семье и в школе провел только пять лет: надо было работать и зарабатывать. Побывав плотником, рассыльным и т.п., он обратился к журналистике (на выставке – пара картин «из жизни прессы»), бесконечно мотаясь по Нью-Йорку в поисках тем и героев. Писал даже оперные рецензии. Первая из них - на  «Севильский цирюльник» Россини – появилась в 1847 г. Со временем он станет горячим  поклонником жанра – особенно опер Верди, а также сопрано  Мариетты Альбони, чья фотография есть на выставке, вместе с несколькими другими экспонатами, связанными с оперой в жизни Уитмена.

Он продолжал жить в Бруклине (и называл себя «Brooklyn Boy»), но дни проводил в Манхэттене, который называл индейским именем Маннахатта и куда добирался на пароме, видя ту самую панораму, что видим и мы на выставке на цветной гравюре Фанни Палмер 1849 г. То были годы стремительного роста Нью-Йорка. Уитмен рос вместе с ним.

В журналах начали печатать его рассказы и повести (в 1842-м вышел его бестселлер «Франклин Эванс, или Пьяный»). Но только в 1855 году он опубликует – сам – свой поэтический шедевр, книгу  «Листья травы»: без имени автора на титульном листе – только с портретом красивого бородатого мужчины в заломленной шляпе и в одежде рабочего парня. Он утверждал, что книга выросла из его лет в Бруклине и Манхэттене, где 15 лет он «впитывал миллионы людей, в такой близости к ним, с такой жадностью и беззаветностью», какие больше не повторятся. Об этом и многом другом рассказывают рукописи и публикации, картины и фотографии, интереснейшие комментарии и работы современных художников.

Ну а с королевой Викторией вы встретитесь на выставке «Среди других», где собраны всевозможные примеры групповой фотографии – от сделанного в 1894 году в Кобурге «семейного фото», на котором британская королева снята в обществе кайзера Вильгельма II и других родственников из германской и британской династий, собравшихся на королевскую свадьбу, до фотоколлажа из советских 50-х (для публикации в «Красной звезде»), где жизнерадостные военные и их молодые подруги якобы шагают «навстречу будущему» на фоне свежепостроенной башни Московского университета, от портрета «Битлз», составленного только из снимков... губ каждого (догадайтесь, где кто) до корзинки для мусора из Белого дома, украшенной портретами всех американских президентов – чем не групповое фото?   

Новости региона

Все новости