Феномен Осиповой: «Чистый танец» приедет в Нью-Йорк

Китри, Жизель, Джульетта – роли, в которых многие впервые увидели Наталью Осипову, навсегда влюбившись в чудо ее танца, симбиоз виртуозности и редкой эмоциональной отзывчивости.

Феномен Осиповой: «Чистый танец» приедет в Нью-Йорк

Вместе с Медорой («Корсар»), Авророй, Одеттой/Одиллией, Феей Сирени и Кларой, Никией и Гамзати и другими работами в классике они были краеугольным камнем ее репертуара, где бы она ни танцевала: в Большом (принятая в кордебалет сразу после Академии Большого и вскоре ставшая солисткой, хотя примой - только в 2010-м, несмотря на сенсационный успех дома и в зарубежных гастролях), в Михайловском (куда ушла с Иваном Васильевым в 2011-м), в АБТ (где тогда же состоялся ее ошеломляющий дебют), в балете Парижской оперы, в Ла Скала, в Мариинском, в Перми, где недавно стала примой и появляется там регулярно, хотя и редко... Будучи с 2013 года примой Королевского балета (Лондон), где она чувствует себя комфортно и особенно ценит разнообразие репертуара, она классику теперь предпочитает танцевать именно здесь. 

Но классики ей мало. В то время как многие ее коллеги переходят к современной хореографии и танцу модерн в возрасте, когда классику танцевать становится трудней, Осипова к своим 32 годам уже накопила огромный современный репертуар и продолжает его расширять. «Мне всегда был интересен современный танец; даже когда я училась в балетной школе, я следила за ним, - говорит Осипова. - И потом, когда танцуешь все время классику, нужно ее время от времени чем-то приправить, вот я и решила пробовать разные вещи. Можно считать, что это часть творческого исследования. Не то что мне классика скучна, мне просто нравится изучать еще и другие языки танца».

Ей нравится меняться, открывать в себе скрытые возможности, незнакомые черты, и именно это дает работа с разными хореографами, причем сама она активно ищет новые проекты, заказывает новые балеты.

Даже если исключить Баланчина, Роббинса, Тюдора, Григоровича (она сама недавно попросилась на роль Мехмене Бану в его «Легенде о любви») или МакМиллана, а сосредоточиться на самом конце XX и на XXI веке, то среди тех, чью хореографию она танцует, - Твайла Тарп, Уинн МакГрегор, Артур Пита, Сиди Ларби Шеркауи, Владимир Варнава... И, конечно же, Алексей Ратманский, среди других ролей в своих новых балетах давший Осиповой Классическую танцовщицу в «Светлом ручье» в Большом, Жар-птицу (в балете Стравинского) и Трилогию Шостаковича в АБТ, а совсем недавно – «Грустный вальс» Сибелиуса, который мы скоро увидим в Нью-Йорке вместе с пятью композициями других хореографов в новой программе «Чистый танец» (с 3 по 6 апреля, Сити-центр).

В отличие от предыдущих программ современной хореографии, которые Осипова показывала в Нью-Йорке – с Иваном Васильевым, потом с Сергеем Полуниным, - здесь партнеров у нее будет несколько (она и тут любит разнообразие): Джонатан Годар («танцовщик без костей») в оригинальной по хореографии пьесе Ивана Переза «Flutter» (Трепетание), Джейсон Киттельбергер (как и Годар, признанный мастер современного танца) в медитации для двоих «Шестью годами позже» Роя Ассафа на музыку «Лунной сонаты» Бетховена и Дэвид Холлберг. 

С Холлбергом у них партнерство особое (в чем Нью-Йорк мог убедиться в «Жизели» или «Ромео и Джульетте» в АБТ). Они оба родились 19 мая, впервые вместе танцевали в 2009 году. Осипова не знала английского, а Холлберг русского, языком общения была пластика, и вскоре Холлберг принял приглашение стать солистом Большого, надеясь на более частое партнерство с Осиповой. "Это как наркотик, - говорит он. – Когда мне повезет танцевать с ней, я хочу еще и еще». 

В новой программе у них три совместных номера: прославленный лирический дуэт Энтони Тюдора The Leaves Are Fading («Листья увядают», 1975) на музыку Дворжака, новая пьеса Ким Брэндстрап “In Absentia” («В отсутствие») и «Грустный вальс» Ратманского, созданный специально для этой программы. Они втроем работали над ним прошлым летом в Нью-Йорке. Семь минут танца потребовали трех недель совместной работы. Сюжета нет, но в чем-то «Грустный вальс» -зеркало их характеров. «Это наша дружба и партнерство в миниатюре», - говорит Холлберг.

«Чистый танец», где будет и соло Осиповой - Ave Maria Юри Ойши на музыку Шуберта, – совместный заказ Нью-Йоркского Сити-центра и британского балета «Сандлерс Уэллс». Впервые спектакль был показан в сентябре 2018 года в Лондоне, и, по мнению придирчивых лондонских критиков, танец Осиповой в нем кажется свободней и убедительней, чем когда бы то ни было, и в том большом диапазоне стилей и эмоций, который охватывает программа, Осипова перевоплощается, как  хамелеон, оставаясь, как всегда, преданной идее абсолютного совершенства – той, что по-прежнему делает ее самой интересной, самой волнующей балериной мира.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру