Международное признание пришло к Джейлану с его предыдущим фильмом – «Зимняя спячка» (Winter Sleep), получившим главный приз Каннского фестиваля. Новая работа, сценарий которой режиссер написал вместе со своей женой Эбру и исполнителем одной из ролей Акином Аксу, это такое же поэтичное, меланхолическое и еще более детализированное размышление о семье, традиции и поисках своего места в сегодняшней Турции.
История начинается просто: Синан (его прекрасно играет Айдын Догу Демиркол) окончил колледж и возвращается домой, в город, из которого мечтает вырваться, ненавидя провинциализм, ограниченность, мелочность его обитателей и, как мы позже поймем, ситуацию в его собственной семье. Один из верных, как ему кажется, способов – опубликовать написанную им книгу. Но процесс долог, сложен и усеян не только драматическими, но и комическими ситуациями, вроде сцены с местным главой строительной фирмы, который славится помощью молодым писателям.
Режиссер перемежает немногословные, почти молчаливые, созерцательные, но внутренне напряженные сцены с длинными, подробными, «в реальном времени» и важными для понимания героев и всего фильма разговорами. Синану нечего сказать ни матери, которая почти не отрывается от вечно включенного телевизора (голоса из сериалов – вечный аккомпанемент семейным сценам), ни отцу-учителю Идрису, излучающему неправдоподобно жизнерадостную энергию, но, по словам сына, находящемуся в «постоянном бунте против абсурдностей жизни», ни младшей сестре, ни даже девушке, которую он, кажется, любит (их встреча – визуально одна из самых красивых сцен, какие я видела в фильмах последних лет).
Синан куда разговорчивей с чужими: с местным и уже достигшим успеха писателем, которого он, едва встретив в книжном магазине, начинает изводить – до раздражения - своими вопросами о природе писательства и успеха, или с двумя местными молодыми имамами, встреченными на дороге, с которыми он вступает в спор о понимании ислама. В нем есть писательское любопытство, настойчивость, вдумчивость, но пока мечта о публикации книги откладывается, надо жить, а значит – сдавать экзамен на право стать школьным учителем и, при условии, что экзамен пройдет успешно, ехать куда-то в отдаленные восточные области... А еще есть дед – старый имам, и колоритная бабка, и проблемы с отцом, настолько пристрастившимся к игре, что мать посылает сына забрать у того зарплату, пока тот ее не проиграл...
Мы узнаем детали турецкой жизни, чем-то нам близкие, чем-то далекие, иногда как будто принадлежащие далекому прошлому. Мы видим захватывающие дух пейзажи (действие перемежает картины деревенской жизни и портового Чанаккале, где, скорее всего, некогда была древняя Троя и где родился сам режиссер) и начинаем понимать Идриса, который хочет пасти овец. Мы вслушиваемся в длинные разговоры и погружаемся в мир философии, религии, этики, которые для Синана и его поколения отнюдь не пустые слова. Все это сплетено воедино с большой виртуозностью, но поскольку фильм на турецком языке с английскими субтитрами, то, увы, с первого раза многое в разговорах может и ускользнуть.
Что, однако, не ускользает, так это духовная суть происходящего: реальную и метафорическую дорогу Синана часто сопровождает тема баховской Пассакальи до минор.
Иногда кажется, что режиссеру хотелось бы дольше побыть со своими героями, да и мы уже привыкли к неторопливому темпу повествования. Во всяком случае, переход к финальным сценам кажется неожиданным. Но если решите посмотреть «Дикую грушу», обязательно досмотрите до самого конца. Сначала у вас в ужасе екнет сердце. А потом – отпустит. Пусть и со слабой, но надеждой, что Синан все же станет известным писателем...