«Турандот» из 2070

Новый проект AES+F

Только что в Нью-Йорке прошла презентация необычного оперного проекта московской концептуальной группы AES+F. Краткое пояснение для тех, кто не следит за событиями в визуальных искусствах: АЕС+Ф (AES+F) – одно из самых известных в современном художественном сообществе детищ перестройки.

Новый проект AES+F

Группа, сформированная в 1987 году молодыми московскими архитекторами Татьяной Арзамасовой и Львом Евзовичем и график-дизайнером Евгением Святским с примкнувшим к ним позже фотографом Владимиром Фридкесом (аббревиатура фамилий и создала загадочное название), с самого начала имела настолько оригинальный и прозорливый взгляд на мир и настолько притягательный стиль, что произвела сенсацию не только на молодом российском, но и на большом мировом рынке, где по сей день присутствует и успешно развивается.

Произведения AES+F – это футуристические фантазии, полные прямых и косвенных отсылок к прошлому и при этом всегда говорящих о мире, в котором мы живем здесь и сейчас: глобализация, новые технологии, социальное неравенство, милитаризация мышления и рост насилия, индустрия роскоши и гламура, Восток и Запад. Иногда предвидения пугающе сбываются. В то время, когда «Исламский проект» группы выставлялся в нидерландском центре фотографии Noorderlicht, случилось 11 сентября.

Каждая работа – это, как правило, мультимедийный проект. Он может включать фотографии, с которыми проделаны всевозможные манипуляции, тщательно поставленные видео, живопись, инсталляции, перформанс, даже фарфоровые статуэтки, как в недавнем «Mare Mediterraneum». Основа их визуального языка - неестественная отлакированность, яркость, «сделанность» гламурного фото и рекламных роликов и квазиреальная, но механизированная динамика компьютерных игр в сочетании с тревожными, часто кровавыми образами. Все это создает острое ощущение абсурдности, непредсказуемости, хаотичности сегодняшнего мира. Пойдите на сайт группы aesf.art – там все проекты есть, вместе с объяснениями концепции, хотя, на мой взгляд, они не обязательны – настолько красноречиво изображение.      

Но при чем здесь «Турандот»? Популярнейшее создание Пуччини вот-вот (с 19 по 27 января) будет показано в Палермо, в театре Массимо (кстати, одном из самых больших в Европе), с Татьяной Мельниченко в заглавной роли и в оформлении AES+F, после чего в конце мая и начале июня будет перенесено на сцену другого итальянского оперного театра – «Коммунале» в Болонье, а в 2020 году – в оперный театр немецкого города Карлсруэ. Вместе с этими театрами проект спонсировал строящийся в Петербурге Лахта Центр (его должны открыть в конце 2019-го), так что «Турандот» увидят и здесь. 

Этот первый «поход в оперу» группы наверняка вызовет немалый резонанс, если не шок, и в том или ином формате наверняка найдет дорогу не только на другие сцены, но и на международные выставки.

История принцессы, категорически не желавшей выходить замуж и придумавшей для потенциальных женихов ловушку из неразгадываемых загадок, ведущую к неизбежной казни, родилась в Персии, спустя века нашла себе дорогу во французское издание восточных сказок и только в 1761 году увидела свет в первой постановке ныне знаменитой сказки Карло Гоцци, ставшей, в свою очередь, источником оперы Пуччини. И во времена Гоцци, и во времена Пуччини Китай был страной почти недоступной, загадочной, экзотичной.     

Но концепция нового спектакля, сформированная вместе с режиссером-постановщиком Фабио Черстичем, переносит нас в глобализированное и компьютеризированное будущее: 2070 год. Истоки истории – в нашей современности. Пекин 2070 года – гигантский метрополис с биоморфной архитектурой в искусственном ландшафте, столица многонациональной империи. Турандот, травмированная массовыми изнасилованиями, постигшими в прошлом женское население, установила в империи техноматриархат, где насилие – привычная часть жизни, а народ - пассивен, растерян и послушно выполняет массовые ритуалы. Как сказал в одном из интервью Евгений Святский, «технология больше не является символом прогресса, как его понимали 100 лет назад». 

Судя по показанным на презентации эскизам костюмов, в них не будет и намека на этнические мотивы: элегантные силуэты 50-х годов (в моде, как известно, все рано или поздно возвращается) в неоново-пронзительных красках. Действие развернется на фоне четырех гигантских экранов, где будут меняться не менее яркие по краскам фантастические видеокартины – не иллюстрация, но своего рода контрапункт к тому, что происходит на сцене.

Как это будет работать с музыкой Пуччини? Зная предыдущие видеоработы группы, где музыка, в том числе и классическая, всегда была важной содержательной составляющей, верю, что впечатление будет сильным, хотя для многих и неоднозначным.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру