Худой мир

Надежда Ажгихина: «В Архиве ЦК КПСС мы были потрясены тщательностью и серьезностью, с которыми руководство ядерной сверхдержавы относилось к творческому процессу».

«Худой мир лучше доброй войны», - сказал Цицерон, но, к сожалению, не оставил никаких прямых указаний, как удержать этот худой мир от скатывания в добрую войну. Отношения России и Америки не раз менялись не только в веках, а на моей памяти. Легенды о ленд-лизе были частью загадочных слов в послевоенном детстве.

Надежда Ажгихина: «В Архиве ЦК КПСС мы были потрясены тщательностью и серьезностью, с которыми руководство ядерной сверхдержавы относилось к творческому процессу».

Потом холодная война и неожиданно – братство в космосе. От невидимого невооруженным глазом космического корабля «Аполло-Союз», в котором висели над крошечным голубым шаром Земли астронавты двух стран, до красивой пачки сигарет «Аполло» в моем кармане. Сумасшедшие контакты, когда глазам не веришь, но видишь, как американский президент идет по Арбату, входит в Кремль. Собирает на обед в Спасо-Хаус москвичей, и вот теперь снова откат, поляризация. Не только вокруг меня, но и внутри: я точно знаю, понимаю головой, что Америка и Россия должны быть вместе. Только этим двум странам под силу совместно решать глобальные вопросы, а на душе тягостно от того, что Америка не защитила Украину. Я молчу и слушаю, что говорят вокруг меня мои товарищи – в Москве и Нью-Йорке. И радуюсь, когда они пытаются слышать друг друга.  

Недавно в Колумбийском университете в аудитории Маршалла Д. Шульмана в институте Гарримана состоялась открытая дискуссия "Свобода слова в России". В ней приняли участие Надежда Ажгихина - вице-президент Европейской федерации журналистов, исполнительный директор Московского ПЕН, и Катрина ванден Хувел, редактор и издатель журнала The Nation. Дискуссию открыл редактор журнала института Рональд Майер. В разговоре приняли участие преподаватели, исследователи, слависты, журналисты и студенты Колумбийского университета.

Надежда Ажгихина представила доклад "Жесткое подавление свободы слова в России в 2012-2018 годах", подготовленный Международным ПЕН-центром при участии Ассоциации "Свободное слово" и Санкт-Петербургского ПЕНа. Рассказала также о серии скандалов, раздирающих последние годы российский ПЕН.

Тем, кто мало знаком с жизнью ПЕН-клуба, напомню, что Международный ПЕН возник почти сто лет назад, в 1921 году, в Лондоне. ПЕН – это аббревиатура, «поэты-эссеисты- новеллисты», на английском одновременно означает «перо». Задача была создать площадку для общения литераторов всех стран, противостоять цензуре и защитить творца - писателя, подвергающегося преследованию. Русский ПЕН, возникший на волне перестройки, стал частью международного, писатели всего мира приветствовали русских коллег, это произошло в год падения Берлинской стены, в 1989-м, в 1990-х он завоевал уважение последовательной борьбой за свободу слова и защиту арестованных писателей - Алины Витухновской, Григория Пасько, туркменского поэта Шерали и других. После безвременной смерти директора центра Александра Ткаченко организации так и не удалось сохранить высокий правозащитный пафос. Новое руководство в последние годы практически отказалось от правозащитной деятельности, что повлекло раскол и выход наиболее активных  членов, в результате возникла Ассоциация «Свободное слово», превратившаяся в 2018 году в новую организацию «ПЭН-Москва», Питерский ПЕН тоже заявил о своей самостоятельности. Так что на сегодняшний день в России существует несколько отделений Международного ПЕНа. «ПЭН-Москва», подчеркнула Ажгихина, не ставит задачу борьбы с другими организациями, его цель - стимулировать дискуссию о взаимоотношениях государства и личности, о свободе творчества и месте художника в открытом обществе. «ПЭН-Москва» не теряет надежды, что возникнет живой диалог  граждан и государства, который необходим. Доклад о нарушениях свободы слова, по ее словам, был направлен в Совет по правам человека России, ожидается его обсуждение зимой.

Катрина ванден Хувел, которой знакома жизнь и работа журналистского сообщества в Москве и России, говорила о важности диалога российских и американских журналистов и интеллектуалов, о необходимости преодолевать предрассудки и создавать площадки для свободной дискуссии, в которую были бы вовлечены не только авторы, но и читатели. Она поделилась своим опытом работы американского журналиста в Москве в годы перестройки. Тогда же она вместе с Колетт Шульман основала первый российско-американский женский журнал "ВЫ и МЫ", который в годы перестройки стал площадкой интенсивного обмена мнениями и местом рождения многих совместных проектов. Вдова первого директора института Гарримана Маршалла Шульмана Колетт Шульман продолжила разговор, для участия в котором она специально приехала из Коннектикута.

Дискуссия привлекла многих прежних авторов и сотрудников журнала, выступавших в нем в разные годы: дочь посла США в России Джорджа Кеннана, председателя Совета по международным делам Грейс Кеннан-Варнеке, переводчика и автора книг о переводе Линн Виссон, писательницу, основателя международной ассоциации "Женский мир" Мередит Такс, директора американского отделения Дарт-Центра журналистики и травмы Брюса Шапиро, известную переводчицу современной русской литературы Антонину Буис, профессора Университета Дрю, видного исследователя русской поэзии Кэрол Юланд и других. Презентация завершилась откровенным доброжелательным разговором о перспективах российско-американского диалога в эти трудные времена. Но не все потеряно. В этом были уверены все собравшиеся. Грейс Кеннан, которой Россия и СССР знакомы с детства (она росла в Москве, когда отец работал в посольстве), рассказывала о своей новой книге «Дочь холодной войны» и говорила о том, что диалогу нет альтернативы. Брюс Шапиро заинтересованно спрашивал, в чем проявляется сегодня в России журналистская солидарность, и согласно кивал, когда Н.Ажгихина отвечала ему о каждодневной задаче защиты коллег, о противостоянии пропаганде и готовности чаще встречаться, которая жива в журналистском сообществе.

Антонина Буис напомнила собравшимся, что народная дипломатия, которая десятилетия назад, в конце восьмидесятых, разбила лед "холодной войны", не погибла и не задушена окончательно, что есть еще энтузиасты по обе стороны океана, которые верят, что обыкновенные, рядовые мыслящие граждане способны сломать лёд глупости и корыстности политиков. Она рассказала, как совсем недавно вместе с группой таких же, как она, романтиков приезжала в Санкт-Петербург в рамках проекта Института народной дипломатии "Второй трек". Он известен еще со времен первых советско-американских телемостов. Антонина говорила о том, что в разговорах в России наряду с ветеранами приняли участие студенты обеих стран - участники обменных программ - из США и России. Питерские студенты и американцы легко нашли общий язык и показали редкое сходство в восприятии пропаганды, в понимании того, что необходимо постоянно бороться с предрассудками, и важности живого непосредственного человеческого контакта. И это вселяет надежду в возобновление диалога, так как будущее – за молодыми.

Вскоре после встречи в институте Гарримана тема важности диалога российских и американских экспертов и партнеров снова прозвучала на юбилейной, 70-й конференции Ассоциации исследователей восточноевропейских и евразийских исследователей в Бостоне. На сессии «Великие перформансы эпохи перестройки: первые совместные проекты американских славистов и русских филологов» звучали теплые воспоминания с обеих сторон. Инициаторами сессии стали Кэрол Юланд и Надежда Ажгихина, участники первых совместных конференций и исследовательских проектов по изучению современной русской культуры. Прозвучали доклады таких серьезных исследователей, как профессора Принстонского университета Эллен Чансиз, известного литературного критика, первого заместителя главного редактора журнала «Знамя» Натальи Ивановой, директора Центра изучения России, Восточной Европы и Евразии Питтсбургского университета Нэнси Конди. Все выступающие пытались проанализировать главные уроки диалога исследователей двух стран, начавшегося тридцать лет назад в бурные годы перестройки и ожиданий перемен. Старались определить основные векторы его развития, направленность совместных проектов, без которых современную академическую жизнь невозможно представить. Парадокс, но, несмотря на «заморозки» в межправительственных международных отношениях, сотрудничество исследователей культуры активно развивается. Свидетельство тому не только десятки книг и учебных курсов, обменных программ и совместных открытий, но и формирование единого интеллектуального пространства. Опыт культурного диалога, по мнению большинства собравшихся, нуждается в более детальном изучении и обобщении, безусловно, он приобретает особую ценность в период политической напряженности. Именно потому важно сохранить возможности творческих и профессиональных обменов, использовать все доступные площадки для продолжения и развития диалога. Именно диалог культуртрегеров, по мнению выступающих, поможет найти необходимые слова и подходы к преодолению непонимания и построению новых мостов между странами. Разговор в Бостоне по сути стал логическим продолжением встреч участников первых российско-американских филологических проектов, которые прошли в 2017-2018 годах в Москве, Нью-Йорке и Екатеринбурге. Судя по горячей заинтересованности аудитории, он будет продолжен.

Очень хочется, чтобы все сложилось удачно у моих российских и американских друзей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру