Шведский фильм о любимой писательнице

Астрид до «Пеппи» и «Карлсона»

Астрид до «Пеппи» и «Карлсона»
Кадр из фильма "Becoming Astrid"

Ничего этого в новом художественном фильме «Becoming Astrid» (по-шведски – Unga Astrid, в России - «Быть Астрид») датского режиссера Перниллы Фишер Кристенсен нет. Но слава писательницы, придумавшей истории про девочку Пеппи-Длинный Чулок и Карлсона, который живет на крыше, в фильме присутствует и даже становится рефреном и своего рода двигателем сюжета.

В первых кадрах мы видим пожилую, сухощавую женщину в комнате, заставленной мешками писем. И открываем вместе с ней конверты, и разворачиваем листки с рисунками и неровными детскими каракулями. А голос за кадром читает нехитрые и искренние слова, обращенные к ней ее маленькими читателями. «Как ты можешь так хорошо рассказывать о детях?».

Фильм – это попытка ответа на этот и другие детские вопросы, и ответ этот – в юности писательницы, в тех годах, когда она была одной из четверых детей в провинциальной семье Эриксон, работала со всеми на ферме, ходила в церковь, где, борясь со скукой, слушала устрашающие проповеди пастора, и на деревенские вечеринки, где сидела, слегка сутулясь, в «девичьем» ряду в тщетном ожидании кавалеров, но никак не могла и не хотела быть «как все». Слишком бурлила в ней молодая энергия, слишком широко были открыты ее глаза на жизнь – с ее, кажется, раз и навсегда заведенными порядками, лицемерием взрослых, с заданностью и ординарностью, из которых так хотелось вырваться.

Эта жизнь предстает в отлично снятых сценах шведской провинции начала прошлого века: тихие пейзажи, непростой быт, аскетизм, немногословие. В замечательном актерском ансамбле царит молодая, обаятельная, с на редкость отзывчивым, подвижным лицом Альба Август – исполнительница главной роли.

Мы видим проблески будущего в том, как просят сестры о продолжении какой-то истории, которую Астрид начала рассказывать, и в том, как 16-летняя Астрид получает свою первую литературную работу: становится интерном в местной газете, что начинает каскад драматичных событий, которые могут стать разгадкой ее характера и ее будущих литературных героев.

Работа с умным передовым редактором газеты Бломбергом, сразу оценившим ее ум и не сразу – ее очарование (норвежский актер Генрик Рафаэльсен), ведет к роману, беременности, ребенку. Астрид несовершеннолетняя. Бломберг – отец семи детей и находится в процессе трудного развода со второй женой. Как жить со всем этим в истово религиозной семье, в истово пуританской атмосфере провинции, в стране, где по закону любой ребенок, рожден он в браке или нет, обязан иметь в свидетельстве о рождении имя отца, а измена законной жене грозила тюрьмой? Отъезд в Стокгольм, новые подруги в Школе секретарш, более раскованная, эмансипированная атмосфера столицы – все это помогает решить одни проблемы, но ставит Астрид перед новыми...

Сценарий фильма все время держит нас в напряжении. Как саму Астрид, которая постоянно вынуждена делать выбор, жертвовать одним, чтобы сохранить другое, куда более важное: душу, независимость, свою собственную, никем, кроме нее самой, не заданную дорогу.

Мы расстаемся с Астрид, когда ей 20 лет, и она еще не стала Астрид Линдгрен (хотя ее будущий муж уже появляется в нескольких сценах: молодой, по-аристократически сдержанный босс в издательстве, все больше симпатизирующий своей новой помощнице). Она даже еще не опубликовала ни одной книги, и до историй про рыжеволосую веснущатую озорницу Пеппи, которые Астрид сочинит для своего второго ребенка, дочери Карин, оставалось еще почти два десятка лет. Но мы уже поняли, откуда у Пеппи эта непокорность и умение держаться в любых обстоятельствах и неудержимая страсть к приключениям.

Впрочем, фильм так хорошо сделан, с такой точностью – психологической, социальной, бытовой – в изображении уже далекого времени, что я не прочь была бы увидеть продолжение, благо Линдгрен всегда оставалась личностью сильной и независимой, что вело, понятное дело, к драмам. Одно условие – в главной роли должна быть Альба Август.   

Новости региона

Все новости