Пусть нет здесь таких арий-хитов, как в «Тоске» или «Богеме». Зато какая драма, какое богатство оркестра, какие интересные характеры! И нынешняя постановка в Мет публике нравится: точно схваченный дух вестерна с колоритно поставленными массовыми сценами, вроде драки в салуне, обилие реалистических деталей - вплоть до проезжающих повозок, видных в дверном проеме, и настоящего дымящегося пирога, который Минни вынимает из печи...
Серия спектаклей, идущая сейчас (последний спектакль - 27 октября) под управлением Марко Армилиато, восстанавливает высокую репутацию одного из последних шедевров композитора. Армилиато дирижирует наизусть (что здесь совсем не просто!), и сразу слышно, что он эту партитуру знает, любит и чувствует до последней нотки. Оркестр, мужской хор, солисты отзываются с подъемом. Еву-Марию Вестброк (Минни) я недавно слышала в близкой по стилю роли Джорджетты в «Плаще» (Il Tabarro) Пуччини в Баварской опере, причем под управлением Кирилла Петренко. Эта работа явно пошла на пользу ее Минни. Голос Вестброк полон эмоций, но нигде не теряет своей мощи, передавая непростую смесь чистоты и силы в этой «девушке с Запада» времен золотой лихорадки, где без ружья шагу не ступишь. Ружье, кстати, стреляет: в первом действии и в финале.
В Минни влюблены все, но она ждет своего «принца». И тот является в облике «Дика Джонсона из Сакраменто» - он же Рамирез, глава бандитской шайки. За Рамирезом охотятся. Вокруг этого и разыгрывается вся драма, в которой Рамирез-Джонсон оказывается еще более сложным героем, нежели Минни. Как в «Тоске», здесь любовный треугольник: сопрано, тенор и злодей-баритон (шериф Джек Ранс - отличная работа Желько Лучича). А теноров – двое. В первых трех спектаклях партию Джонсона пел Юсиф Эйвазов. Потом ему на смену пришел Йонас Кауфман.
После прошлогоднего Каварадосси в «Тоске» я очень хотела услышать Эйвазова. Как он справится с ролью, которая и больше, и сложнее, чем Каварадосси. Выдержать напряжение одного только второго действия, где герой оказывается между любовью, надеждой и опасностью почти неминуемой смерти, и не утонуть в махине оркестра, не оказаться пленником вокальных трудностей – проверка на прочность. Эйвазов проверку выдержал с блеском: голос его, с итальянской «подсветкой», был одновременно гибким и ярким и звучал с безукоризненно точной интонацией. А ведь партию эту он пел впервые, выучив ее за несколько недель и доводя до нужного уровня уже в ходе репетиций (чем поначалу напугал руководство Мет).
Как раз позади меня в зале Мет оказался другой тенор – Йонас Кауфман. Он «вступает» в роль Джонсона на этой неделе, и поскольку в этой постановке раньше не пел (хотя роль знал – исполнял ее в Лондонской Королевской опере пять лет назад), а в середине серии сценической репетиции не полагается, пришел посмотреть и послушать. Несколькими днями раньше он пел арии из оперетт в Карнеги-холле (с микрофоном и под аккомпанемент слишком громкого оркестра), что не помешало ему показать огромную амплитуду вокальных красок. Но Джонсон несравнимо труднее. Между Эйвазовым и Кауфманом почти 10 лет разницы в возрасте и еще больше – в опыте. 49-летний уроженец Мюнхена давно утвердился как лидирующий тенор в мире с огромным репертуаром – от Альфреда в «Травиате» (в этой роли он дебютировал в 2006 году в Мет – в спектакле, где Виолеттой была Анджела Георгиу) и «Отелло» (недавний триумф в Лондоне) до «Вертера» и «Лоэнгрина». Эффектная внешность, артистизм и обаяние сделали его суперзвездой, и многочисленные поклонники следуют за ним из города в город, не пропуская ни одной премьеры и раскупая его записи. Билеты на «Девушку с Запада» с его участием почти полностью раскуплены. Но 27 октября спектакль будут транслировать в кинотеатры мира